Уральское кино
Вторая половина 1980-х гг. стала «золотым временем» для уральского кино. На Свердловской киностудии тогда работали лучшие мастера отечественного кинематографа. Здесь начал свой путь к мировому признанию режиссер В. Хотиненко, автор кинокартин «Зеркало для героя», «Рой», «СВ».
Цех документального кино в Свердловске стал лидером среди российских документалистов. Множество призов российских и зарубежных фестивалей получили фильмы режиссеров Б. Шустова («Леший», «Новые сведения о конце света»), С. Мирошниченко («Госпожа Тундра», «А прошлое кажется сном»), Г. Дегальцева («Кто косит ночью?»), В. Тарика («Тот, кто с песней», «Египтянин») и др.
Изобразительное искусство
Важными событиями культурной жизни этого периода стали выход книги «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями В.М. Воловича, выставки каслинского литья.
Молодые художники Среднего Урала создали объединение «Сурикова, 31». Их картины, далекие от социалистического реализма, знакомили уральского зрителя с современными тенденциями развития мировой художественной культуры.
Урал вновь открылся для бывших соотечественников: огромное внимание привлек визит в Екатеринбург всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного. Музыка и театр
В эпоху перестройки музыкальное и театральное искусство получило «глоток свежего воздуха». В театрах осуществлялись новые постановки, посвященные актуальным темам прошлого и современности. В 1986 г. Челябинскому драматическому театру им. С. Цвиллинга присвоили почетное звание Академический.
Процесс модернизации театра иллюстрирует смена концепции театра музкомедии в Свердловске – одного из ведущих в России, – она была осуществлена с приходом в него нового художественного руководителя Л. Стрежнева. Оренбургский театр музкомедии поставил в годы перестройки новые спектакли на музыку А. Колкера («Старое танго»), А. Журбина («Агент 00»), Ф. Легара («Летучая мышь») и др. В 1988 г. на базе Челябинского театра кукол была создана зональная лаборатория художников и режиссеров Урала и Сибири.
В 1986 г. в здании Александро-Невской церкви на Алом поле в Челябинске открылся единственный на Урале зал камерной и органной музыки. В 1987 г. здесь зазвучал орган немецкой фирмы «Ойоле», который, но праву считается одним из лучших в Европе.
Свердловский рок-клуб
В конце 1970-х гг. в г. Свердловске существовало несколько рок-групп, среди которых были «Трек», «Урфин Джюс» и др. В 1981 г. под эгидой Свердловского архитектурного института прошел первый свердловский рок-фестиваль. В середине 1980-х гг. на Среднем Урале родился такой феномен современной молодежной культуры как свердловский рок-клуб, объединивший большое количество музыкальных коллективов различных стилей и направлений. Президентом его стал Н. Грахов. Вся страна узнала группы «Кабинет», «Наутилус Помпилус», «Чайф», «Апрельский марш», «Агата Кристи» и др. Многие из этих групп зародились в недрах высших учебных заведений Свердловска.
В период перестройки Урал стал центром молодежной культуры протеста, выраженного, в частности, в творчестве Свердловского рок-клуба, в состав которого входили получившие широкую популярность рок-группы «Наутилус Помпилус», «Чайф», «Агата Кристи». Однако к началу 1990-х гг. стало очевидным отсутствие дальнейшего пространства для развития тем протеста. Вместе со всей Россией культурная жизнь региона вступила в период радикальных реформ.
Свердловский рок-клуб стал организатором рок-фестивалей. В июне 1986 г. состоялся первый его фестиваль, на котором сенсационного успеха добилась группа «Наутилус Помпилус», исполнившая песню «Гудбай, Америка». В апреле 1987 г. представители свердловской рок-делегации «Чайф», Группа Егора Белкина, «Наутилус Помпилус») выступили в Ленинградском Доме молодежи перед жюри Союза композиторов. Выступление «Наутилуса» получило всесоюзный резонанс после разгромной статьи в газете «Советская культура».
Самыми яркими именами свердловского рок-клуба стали В. Бутусов, Е. Белкин, Н. Полева, В. Шахрин, братья В. и Г. Самойловы. Автором текстов многих групп был И. Кормильцев, музыки и аранжировки – А. Пантыкин.
Свердловские группы активно концертировали на Урале и в стране, стали участниками многих фестивалей и движений. В 1987 г. на московской «Рок-панораме» группа «Наутилус Помпилус» получила «лучшую прессу». В сентябре 1989 г. «Апрельский марш», Настя Полева, «Чайф» были участниками московского десанта экологического движения «Рок чистой воды». «Агата Кристи» в этом же году представляла советский рок на семинаре по проблемам рока в Глазго (Великобритания). В 1990-е гг. многие свердловские музыканты продолжили свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге.
Список использованной литературы
1. «История России». Энциклопедия «Аванта+»
2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.
3. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории. – М., 1992.
4. Пушкарев С.Т. Обзор русской истории. – М., 1991.
5. Отечественная история: Учебник для вузов/ Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Ю.П. Кожаев; под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. – М., 1998.
6. Ключевский В.О. Курс русской истории. – т. 2. – М., 1989.
7. Скрынников Р.Г. История Российская. – М., 1997.