Смекни!
smekni.com

Развитие экспозиционно-выставочной работы на примере этнографического музея «Эхо Ютры» г.Пыть-Ях (стр. 2 из 3)

Чтобы сохранить историю, быт и культуру народов ханты был создан этот музей- парк. На средства Администрации города и «Балыклеса» (они выдели участок земли в живописном уголке города) закуплены деревья для постройки жилищ. Работники «Балыклес» по чертежам воспроизводили жилища восточных хантов.

Общая площадь территории музея 7078 кв. м.

Площадь озеленения 3 451 кв. м.

Общая площадь музея (помещений) 82,7 кв. м.

Площадь застройки 272 кв. м.

Постоянная экспозиционно- выставочная площадь 260 кв. м.[3]

Историко - этнографический музей-парк был создан при комитете по Культуре и кино г. Пыть-Ях, распоряжением главы администрации города Пыть-Ях от 11.05.2001г. 558-рг Валерием Михайловичем Весниным.

Торжественное открытие музея- парка состоялось 07.07.2001г. На нём присутствовали: мэр города – В.М. Веснин, Председатель комитета по культуре и кино – Т.В. Токарева, первый директор Историко- этнографического музея – Г.П. Марчяенко.

Основными целями музея являются:

Осуществление просветительской и образовательной деятельности в сфере Историко- культурного, этнографического и природного наследия восточных хантов.

- Хранение, выявление, собирание и публикация музейных предметов, музейных коллекций, связанных с культурой коренных народов ХМАО.

- Научно-исследовательская и научно- методическая работа.

- Экскурсионная, лекционная и культурно- образовательная деятельность.

Чтобы лучше узнать историю музея, нужно рассказать о её сотрудниках:

Первым директором музея была Марченко Галина Петровна- историк по образованию, также у истоков стояла главный хранитель Деньгина Елена Викторовна- проведение экскурсий входило в её обязанности. Сотрудники музея в составе восьми человек плодотворно работают, делают своими руками поделки из бисера, браслеты, кольца и на празднование «Вороньева праздника» дарят посетителям. Их изделия из бисера копии тех экспонатов, которые есть в музее «Эхо Югры». Сотрудники, помимо праздников, занимаются собиранием и хранением предметов быта и сохранением традиций народов ханты. Они доносят до посетителей историю баликских хантов и сохраняют их обычаи. В 2007г организован эколога - археологический лагерь «Мамонтёнок» этот лагерь находится на базе этнографического музея.


1.3.Экспозиционно-выставочная деятельность историко-этнографического музея-парка г.Пыть.Ях

Экспозиционный комплекс музея-парка расположен в живописном уголке города, рядом с вековыми кедрами. Это архитектурный комплекс лесной усадьбы народов ханты.

Комплекс состоит из:

- Жилой базы;

- домика роженицы;

- святого лабаза;

- лабаза хозяйственного;

- лабаза с мастерской;

- навеса для вяления и копчения рыбы;

- навеса для хранения рыболовных снастей и облосов;

-хлебной печи;

- летнего очага;

- моделей идолов;

- лабаза для хранения святынь;

- входной группы.

Сама усадьба занимает площадь 7078 кв. м.[3]

Каждая постройка в усадьбе занимала положенное ей место. Помещение включало в себя три важные зоны: место обитания человека, место расположения культовых объектов и место, куда сносили вышедшие из употребления вещи. Последнее, находилось в определённой части поселения: у юганских хантов – за местом, отведённым для собак и туалетом. Здесь изношенную одежду развешивают на деревьях, а старую обувь, берестяную посуду и прочие вещи складывали в специальный шалаш. Особое место, где- нибудь на болоте отводили костям животных, за исключением почитавших хантами медведя, лося и оленя: их кости находятся в дальней, по отношению к месту для старых вещей стороне поселения. Таким образом, жилые и хозяйственные постройки- мир человека- занимали в этой системе центральное место, как и само поселение в целом- между святилищем и кладбищем.

Лабазы в усадьбе были построены высоко над землёй на четырёх подпорках. Подпорки сделаны из куска целого дерева длинной полтора- два метра к верху заужены. Это было преградой для хищных зверей. В хозяйственном лабазе хранились: ягоды, рыба вяленая, соления, вяленое мясо. Орехи, травы и припасы на зиму. В лабазе с мастерской хранили все необходимые для охоты и рыбалки орудия труда: сети, крючки, приспособления для ловли рыбы. Ещё в недалёком прошлом хозяин не беспокоился о том, будут ли целы и невредимы вещи. И по этому ранней весной, когда в небе появлялся орёл, охотник после последнего похода на промысел складывал всё в лабаз. В святом лобазе хранились культовые реликвии: лоскутки цветной материи, фигурки духов к которым было строго запрещено прикасаться женщинам.

Рядом со святыми лабазами стояли идолы бога Торума. А на деревьях в праздники, например «Вороний праздник», завязывали лоскутки цветной материи, за здоровье, чтобы загадать желание, задобрить духов. В близи святого лобаза не должно быть ничего, этот уголок, отделён от основных строений и находится в конце усадьбы рядом с семейной реликвией, кедром. Кедр считался святым деревом, его оберегали, ухаживали за ним. Святое место было у каждой семьи.

Так же имелся навес для вяления и копчения рыбы. Он построен на четырёх столбах вкопанных в землю с боковыми перекладинами. На которых развешивали рыбу, чтобы прямые лучи не попадали на неё и обдувало ветром. Сушили рыбу весной и осенью, до появления мух. Навес для хранения и обсушки рыболовных снастей и облосов, также служил и навесом для нарт. К поперечным перекладинам, в зимний период времени прислонялись лыжи и временно вешался трофей охотника. В глубь усадьбы Ханта, находилась жилая изба, тут же под навесом была печь для выпечки хлеба.

Следующим строением в архитектурном комплексе музея является жилая изба. Комната в избе, как и во всех хантыйских домах одна: она же прихожая, спальня, кухня. В избе расположен чувал – зимняя печь, в которой грели чай, варили обед и пекли лепёшки. Очаг – это часть семьи. Угли из очага нельзя передавать в другой дом иначе начнутся несчастья. Ханты относятся к этому с суеверием. На мужской половине стояли нары, покрытые шкурой оленя или медведя. Подушки заменяла одежда мужчины, свёрнутая и перетянутая в валик она лежала в изголовье. На стене вешали семейные реликвии, оружие, пояс, ружьё, берестяная коробка с патронами, дробью, запасными рукоятками для ножей, охотничьи амулеты в виде медвежьих клыков и когтей до которых может дотрагиваться только мужчина. Также ещё лыжи-голицы находившиеся в избе, длинные, ровные от носка до пятки, без изгиба, оклеены мехом выдры, оленьим или лосиным камусом. Клей для оклейки лыж вываривается не один день из рыбьей чешуи, лучше из зимнего карася.

На женской половине стоят такие же нары, покрытые мехом, а у изголовьявисит полка с сундуком или сумка украшенная орнаментом. В сумке лежат нитки, из сухожилий оленя или лося. Их вначале очищают от мяса, сушат, и разделывают на волокна, которые затем ссучивали. С помощью этих ниток сшивали одежду и предметы быта. Также в сундуках и сумках лежит и бисер, лоскутки цветной материи, для орнаментации одежды, иголки из кости животных, нитки и отделки кожи и меха.

В женском углу расположены игрушки детей. В основном это были куклы в национальных одеждах, сделанные своими руками. Детские куклы имеют одну особенность – у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица – это уже изображение духа, который требовал заботы и почести, а если не получал их, то мог принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Все предметы домашнего обихода и утварь находились на женской половине или у очага. Из женской половины на мужскую можно было пройти только возле дверей. Середина комнаты считалась у хантов культовым местом.

Культу и обрядам ханты придавали огромное значение. Например: нельзя было обходить свой чум вокруг, чтобы не произошло несчастье. В наше время у хантов появились деревянные дома или избы построенные из тесаного леса, крыша избы была двухскатная без потолка с перекладиной по середине. Также выглядит и родильная изба.

Родильная изба состояла из одной комнаты, в которой находились низкие нары, покрытые старым мехом, сделанные из дерева, стол и стул были меньше современных, для удобства беременной женщины. На перекладине посередине избы висит колыбель новорожденного. Она была сделана из береста с высокой спинкой для удобства ребёнка. На спинке выдавлен рисунок с изображением «Глухаря «Хранителя сна». Одежда беременной или роженицы ветхая но чистая и свободная, для удобства. Она состоит из платья, украшенная национальным орнаментом, Плотка покрывающим всю голову и тёплой обуви – кисов. Родильную избу освещает дневной свет из одного окна. Ночью изба освещается свечёй или светом из печи. Родильная изба предназначена для временного проживания когда появляется на свет новый человек, на некоторое время после родов, если есть возможность, мать и ребёнка изолируют от остальных членов семьи в специальном «маленьком доме». Ребёнка помещали в колыбель из старой бересты. После прекращения выделений у женщины и отпадания пуповины у ребёнка их очищали чагой или бобровым мускусом. По представлениям хантов, ребёнок первые дни связан с миром духов, с Анки - пугос, Калтась - Анки, которая даёт детей. К ней одресуются его первые звуки, улыбки во сне, беспричинный плач. Конец этой связи определяется по тому, что ребёнок начинает улыбаться «по человечески». И только после этого окрепших мать и дитя переводили в жилую избу.

Таким образом, в данной главе была рассмотрена экспозиционно-выставочная работа историко-этнографического музея-парка г.Пыть-Ях. Главной особенностью музея и его экспозиции является ансамблевый метод показа, что предусматривает размещение музея под открытым небом.


Глава II. Проект виртуальной выставки

Учитывая специфику работы историко-этнографического музея-парка г. Пыть-Ях, а именно, то что он занимает большую территорию и располагается под открытым небом, автор работы предложил создать временную, переносную выставку. Основной темой выставки будет являться раздел декоративно-прикладное творчество народов севера (Хантов), плетение украшений из бисера. Данная выставка будет гармонировать в контексте с общим экспозиционным комплексом, так как не противоречит историко-этнографической направленности музея.