Смекни!
smekni.com

Развитие экспозиционно-выставочной работы на примере этнографического музея «Эхо Ютры» г.Пыть-Ях (стр. 1 из 3)

Оглавление

Введение 3

Глава I. Развитие экспозиционно-выставочной работы на примере этнографического музея «Эхо Ютры» г.Пыть-Ях

Особенности экспозиционно-выставочной деятельности в России

1.2. Создание и развитие историко-этнографического

музея - парка г.Пыть-Ях

1.3. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка «Эхо Югры»

Глава II. Проект виртуальной выставки

2.1. Научная концепция выставки «ДПИ Балыкских хантов»

2.2.Тематико-экспозиционный план выставки «ДПИ Балыкских хантов»

2.3. Макет выставки

Заключение

Список источников и литературы

Приложение №1

Приложение №2


Введение

Духовное богатство любого народа предопределяется его способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции, формировать подрастающее поколение.

Существенную роль в решении этой задачи играют музеи, которые сохраняют, реставрируют, к00лассифицируют и экспонируют ценности истории и культуры. Каждый предмет музея – это оживший подлинник национального наследия, достояния отечества, имеющего духовную ценность. Необходимо, что бы музейные ценности не оставались вещью в себе, а были востребованы обществом.

Современный музей не может быть кладезью раритетов, он органично вписывается в окружающую жизнь,принимает на себя обеспечение преемственности культурно-исторического развития, вовлеченный в мир духовных ценностей.

Тема данной курсовой работы: экспозиционно-выставочная деятельность в музеях на примере этнографического музея «Эхо Ютры» г.Пыть-Ях.

Актуальность работы. Современные исследователи стремятся к более полному разностороннему знанию. Поэтому в последнее время интерес представляет не только крупнейшие государственные музеи, но так же муниципальные и частные. Многие проблемы формирования и использования базы данных музеев зависит от соблюдения принципов изучения и использования фондов, взаимосвязи воспитательной работы и экспозиционно-выставочной. В современном мире четко определился строго научный подход к проектированию экспозиции, потому как экспозиция – это конечный результат всей работы музея.

В данной работе мы рассмотрим и изучим муниципальный музей и его экспозиционно-выставочную работу. Объектом исследования является этнографический музей «Эхо Югры» г.Пыть-Ях.

Предметом исследования является экспозиционно-выставочная работа этнографического музея «Эхо Югры» г.Пыть-Ях.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить роль экспозиционно-выставочной работы в музее.

Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы:

1.изучить источники и литературу по теме.

2.проанализировать экспозиционно- выставочную деятельность музея.

3. составить научную концепцию виртуальной выставки

4. создать ТЭП виртуальной выставки

5. Представить макет выставки

Хронологические рамки – 2001-2007гг.- обусловлены началом создания музея и последним квартальным отчетом.

Практическое значение. Настоящая работа показывает один из путей создания и развития этнографических музеев и экспозиционно-выставочной деятельности в нем. Этот материал может быть использован при составлении тематических выставок, проведения экскурсий и создания макетов.

Научная значимость работы заключается в формировании и расширении экспозиционного пространства в экспозиционном комплексе.

Историография. Работа написана на основе изучения и анализа специальной музееведческой литературы, документальных источников и наблюдений автора:

Положение историко-этнографического музея г. Пыть-Ях, [1.2.3]Книга поступлений, а так же литература по музееведению.

Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля»под ред. В.Хербста и К.Г. Левыкина, излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.[10.20]

«Основы музееведения» под ред. Э.А.Шулеповой, в этом музейном пособии представлен учебный материал по музейному источниковедению и разнообразным современным технологиям. [21]

На базе территориального и тематического подходов раскрыта история музеев мира и России, а их экспозиции охарактеризованы, как главные артерии музейной коммуникации.

Сборник «Музееведение. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев» посвящен вопросу качественного совершенствования музейных экспозиций, приведение их в соответствии с современным уровнем развития фундаментальной науки.[8.17]


Глава I. Экспозиционно-выставочная работа на примере этнографического музея-парка г.Пыть-Ях.

1.1. Общие методы и принципы построения экспозиций и выставок.

Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.[24.25.32]

Несмотря на существование различных, в том числе альтернативных форм музейных учреждений, именно наличие экспозиции модно считать определяющей, специфической чертой музея.

Среди традиционных форм музейной деятельности - комплектования фондов, хранения, изучения и популяризации - экспонированию принадлежит особая роль.[17.23.]

В музееведении достаточно хорошо разработаны теоретические основы построения экспозиций историческо-краеведческого профиля.

В качестве общих принципов традиционно выделяются: научность, историзм, избирательность и предметность музейного показа, универсальность экспозиции.

Принцип научности - построение экспозиции на основе научной концепции, определяющей систему взглядов музея на поставленную тему.

Принцип историзма - обязательное раскрытие поставленных тем в процессе исторического развития. Для историческо-краеведческих музеев обязательным является построение экспозиции по хронологическому принципу.

Принцип универсальности и предметности - традиционно считается, что музейная экспозиция должна быть рассчитана на разного посетителя (разные потребности в связи со спецификой музея образовательного учреждения), поэтому её содержание должно отвечать запросам, прежде всего, данного учреждения.[10.21.]

Метод построения экспозиции это - система группировки и организации музейных предметов.

Ни один метод построения экспозиции не является универсальным и общепринятым, но овладение различными методами, знание их возможностей, безусловно, обеспечит профессиональный подход к экспозиционному творчеству.

По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические, ансамблевые и образно-сюжетные.

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели, муляжи и т.п.), раскрывающие какую-нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.

Систематическая экспозиция создается на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины, например, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.п.[27]

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, истории воинской части, музей хлеба, музей стекла и т.д. Однако нередко и в тематических экспозициях, особенно краеведческих музеев, создаются монографические экспозиционные комплексы, как, впрочем, и разделы, построенные по систематическому принципу.[23]

Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, купеческий быт, партизанская землянка, подпольная типография, городская квартира и т.п.

Образно-сюжетная экспозиция - этот метод хорош для выставок с нетрадиционной тематикой: “Классы и сословия в переходный революционный период”, “История власти”, “Дом на перекрёстке дорог”, “Семья...”. В основе такой экспозиции лежит драматический сюжет. Этот метод исходит не из научного взгляда, а из осознано творимого сюжета, тем самым подтверждая мысль об образном способе постижения действительности, как об универсальном т.е. общедоступном в восприятии. Образно-сюжетная экспозиция - это маленький спектакль в котором и экскурсовод и каждый музейный предмет являются актерами.

Существует правило обязательное для построения любой экспозиции - это экспозиционный пояс : область стены экспозиционного помещения, а так же любой вертикальной поверхности (щита, стенда, вертикальной витрины) наиболее удобная для обозрения. В пределах экспозиционного пояса обычно располагаются экспонаты небольшого формата - документы, вещи, фотоматериалы, которые необходимо рассматривать с близкого расстояния. Нижняя граница экспозиционного пояса проходит в 70 - 80 см. от пола, верхняя - 2,2 - 2.5 м. от пола. В случае объемного решения экспозиции эти нормы могут существенно меняться, отдельные крупные экспонаты, образцы техники, картины и т.п. могут располагаться и за пределами экспозиционного пояса.[27.17]

Таким образом, в этой главе отразились правила и методы экспонирования и проектирования выставок. Четко отражены цели и задачи экспозиционера при оформлении выставки.


1.2.Создание и развитие историко-этнографического музея - парка г.Пыть-Ях.

Идея создать музей - парк была у горожан давно, так как город построен на территории восточных хантов и в сорока километрах от города расположены жилища юганских хантов, относящихся к этой же группе народностей Югры.