У входа, как правило, сюжеты с Моисеем и Лазарем сопровождались исцелениями расслабленного и кровоточивой, что вводит в сферу толкования крещальную символику. Одно из евангельских исцелений расслабленных происходит у купели Вифезда, в которую сходил ангел, возмущая воду, и те, кто вступал в купель по возмущении воды, исцелялись. По сей день евангельское чтение о купели Вифезда используется в чине освящения воды.
Таким образом исцеление расслабленного тесно связано с темой крещения. Исцеление кровоточивой как вообще всякое исцеление Господом телесной немощи, может быть истолковано в значении и духовного исцеления и обновления, то есть крещения. Смысл такого художественного предпочтения понятен: человек входит в Церковь посредством крещения, поэтому и вход в храм зачастую связан с этой темой. [5]
Если рассматривать росписи церковных помещений в целом, можно отметить, что другие твердые закономерности для их украшения, кроме уже описанных (потолок, алтарная ниша, вход), трудно установить. Схемы, построенные при помощи описания Покровского, помогают представить систему росписей двух комнат катакомб Каллиста в целом. Композиции с евхаристической семантикой расположены здесь ближе к алтарю, а крещальные - ко входу. Кроме этого, можно заметить, что изображения, связанные с темой корабля (символ жизненного пути христианина, его вступления в Церковь как залога будущего воскресения) расположены слева от входа: история Ионы, кораблекрушение и орант (история путешествия апостола Павла). Справа можно видеть сюжеты, связанные со смертью и воскресением (фигура гробокопателя, "Воскрешение Лазаря"). В двух описанных помещениях, видимо, изображения следует читать по часовой стрелке: они охватывают события с момента духовного рождения человека до его воскресения на Страшном суде.
Для понимания традиционной схемы оформления сакрального пространства необходимо рассмотреть не только росписи храмов, но также декоративное убранство раннехристианских саркофагов. Саркофаги, украшенные скульптурой, в отличие от расписных плит катакомб, представляют собой завершенное художественное пространство. Интересно, что не только набор сюжетов, но и порядок их распределения напоминает в рельефах саркофагов порядок храмовой декорации. Саркофаги украшались двухъярусным или одноярусным фризом изображений, где верхний регистр или центр близок по семантике росписям алтаря или потолка раннехристианского храма. Так на саркофаге 315 г. из Ватиканского музея справа от центра в верхнем фризе изображений можно видеть чудо в Кане и преумножение хлебов, то есть сюжеты, сопоставимые с росписями алтарной стены. В нижнем фризе этого же рельефа в центре находится образ пророка Даниила во рву львином.
Та же иконография обычно использовалась в живописи потолков (центральный медальон) - плафон в катакомбах Люцины, II в. Традиционными композициями для центральной части саркофагов оказываются различные изображения с участием Петра и Павла, такие, например, как "Traditio legis" ("Передача закона"). Иногда логика развития художественного повествования подразумевает поступательное движение от одного края саркофага к другому. В этом случае "алтарные" сюжеты можно видеть с одной стороны (например, "Жертвоприношение Авраама" в (верхнем) левом поле), а "входные" - с противоположной ( (нижнее) правое поле). Например, можно заметить, что "Источение Моисеем воды из скалы" почти всегда бывает помещено на периферии (крайний нижний или угловой участки). Такое положение данной композиции (в паре с "Исцелением кровоточивой") позволяет сопоставить ее с "входными" росписями, наделенными крещальной символикой.
Композиция характерного римского городского ансамбля - форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища.
Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум - замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.
В римских форумах получила отражение та же идея замкнутой осевой композиции - ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период форумы обычно служили рынками и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т.д.
Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы.
По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112-117 гг.). Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал - базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траянавысотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами, изображающего эпизоды победных походов Траяна. Триумфальная арка служит парадным входом, статуя императора установлена в центре площади, храм - в ее глубине. Выполненные из мрамора колоннады и портики, имевшие различные и подчас огромные размеры, являлись основным мотивом ансамбля.
Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки - один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером. [6]
Арка Константина, поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений. Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в обширных имперских колониях.
Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях - мостах и акведуках. Городские водопроводы - акведуки - занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме, 144 г. до н.э. и др.
Некоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98-106 гг. н. э) и акведук в г. Ниме во Франции (II в. н. э), пересекающий р. Гард, и др.
Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину - 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.
С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение - тронный зал - поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43-44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре, первая пол. II века и др.). [7]
Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций.