Смекни!
smekni.com

Растительные мотивы в гжельской росписи (стр. 10 из 13)

Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример руководителя, который не только интересно объясняет и рассказывает, но и показывает все приемы росписи. Первые пробы в написании характерных штрихов и мазков проводят на отдельных листах бумаги. Только после многократно выполненных отдельных элементов можно добиться хорошего уровня исполнения. Для достижения результативности практические занятия чередуются с теоретическими: демонстрация таблиц, иллюстраций, открыток, изделий гжельских мастеров, лучших работ кружковцев.

Приступая к изучению каждой темы, руководитель рассказывает ребятам о возникновении и развитии гжельского народного промысла, о таких народных мастерах, как Наталья Ивановна Бессарабова. Под руководством Александра Борисовича Салтыкова она разработала систему росписи и новый ассортимент изделий из фарфора. О народном художнике РСФСР Людмиле Азаровой, потомственной мастерице, заслуженном художнике РСФСР Татьяне Дунашевой, лауреате премии РСФСР имени И.Е. Репина Зинаиде Акуловой, заслуженных художниках РСФСР Александре Федотове и Владимире Петрове, лауреате премии Ленинского комсомола Валентине Розанове. Эти художники создали стиль современной Гжели, свою манеру творческого исполнения, бережно сохранив лучшие традиции старого промысла. Достойная смена молодых мастеров в совершенстве овладевает всеми тонкостями технологии и моделирования форм и является основным разработчиком посуды и сувенирных изделий.

Руководитель должен так строить занятия, чтобы у школьников появилось желание работать творчески, а для этого ребят необходимо приучать к самостоятельной работе, так как при излишней опеке можно получить обратный результат. Самое сложное для занимающихся в кружке — это выбор сюжета будущей работы. Естественно, что интересы у всех детей различны. Одним нравятся растительные орнаменты, другим — сюжетные изображения по сказкам, рассказам, третьим — изображения животных и птиц. Девочек больше привлекают композиции с растениями, лиризм сказок и убранство быта. Мальчиков интересует героика русских сказок, древняя история Родины, современная тематика и, конечно, космос. Любят ребята изображать праздники русской зимы с веселым гуляньем, катанием на санках, лошадях, весельем на качелях и каруселях. Но все композиции объединяет соблюдение законов изобразительного творчества и гармонии.

Хотелось бы отметить, что использование мотивов сюжетной росписи должно быть всегда оправданно. У ребят в разные периоды учебы в кружке наблюдается тяготение к иллюстрированию сказок. Руководителю следует предостерегать детей от простого иллюстрирования произведения. Роспись должна быть не просто иллюстрацией, а законченной композицией. Для успешного решения этих задач каждый кружковец перед началом работы с помощью руководителя выбирает основной композиционный эпизод. Особенно часто обращаются ребята к русским народным сказкам и поэмам А.С. Пушкина, сказкам братьев Гримм. В большинстве этих композиций присутствует полюбившийся детям растительный или геометрический орнамент, который придает работам нарядность и подчеркивает сказочность сюжета. Без орнаментальных разработок не обходится ни одна работа кружковца. Творчески работают ребята над созданием собственной композиции, проявляют фантазию, выдумку. Иногда у них возникает желание работать вместе. Коллективный труд сплачивает детей, а результаты превосходят все ожидания. При этой форме работы проявляется творческий рост кружковцев, так как допущенные ошибки одних ребят замечаются другими и вовремя устраняются. Юные художники, объединенные одним творческим делом, стараются не подводить друг друга.

Коллективная работа может быть выполнена на одном листе большого формата или состоять из склеенных вместе листов работ, выполненных отдельно каждым кружковцем. Для подготовки к такой работе требуется разработка общего эскиза. Часто делается несколько эскизов лучшими кружковцами, затем на просмотре отбирается наиболее удачный и затем распределяется участие каждого в общем деле. Если работа выполняется на одном большом листе, то одним из кружковцев в натуральную величину делается набросок рисунка карандашом. Затем приступаю к прорисовке каждого элемента. Анализ работы при коллективном творчестве проводится на каждом этапе. Подготовку к росписи выполняет обычно один из кружковцев, а работу красками ведут все. Такая форма работы может быть применена при разработке ширмы для кукольного театра. Однако роспись может быть проведена и с меньшим количеством участников: два-три человека. Другие могут быть заняты разработкой костюмов для персонажей спектакля и декораций.

Фантазия детей очень богата. Поэтому часто композиции, особенно коллективные, они выполняют даже на объемных формах. В этом случае руководитель должен на конкретном примере объяснить, как располагается на поверхности орнамент, почему он должен подчиняться заданной форме. Таким образом, вопросами композиционного построения дети занимаются постоянно.

Для развития художественного вкуса школьников большое значение имеет обучение законам композиции гармоническому заполнению поверхности листа. Мотив слегка намечается карандашом на листе в нужном месте, без уточнения его элементов. Рисуется лишь основа построения орнамента, определяющая основное направление линий и главных элементов. Затем определяются пропорциональные соотношения частей. Именно такая последовательность работы в росписи считается правильной. Школьники часто нарушают эту закономерность, выполняя композицию по частям, прорисовывая сначала мелкие элементы и только потом крупные, заполняя пустые места. Возможен и такой способ работы, но он под силу только очень опытному мастеру, поэтому при обучении такое решение недопустимо.

Для формирования художественного вкуса, творческой активности, глубокого понимания гжельского искусства учебное задание разделяется на отдельные последовательные этапы. Кружковцы всегда должны сопоставлять композиции своих работ с решениями народных мастеров. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение. После выполнения каждого задания организуются просмотры и обсуждения выполненных работ. Если ученик затрудняется оценить работу товарища, можно задать вспомогательные вопросы: «Что тебе нравится в этой работе, что удалось ее автору, а что нет?» Таким образом ребята учатся анализировать работу друг друга, определять ошибки и стремятся их не повторять. Но мастерство приходит не сразу, поэтому ежедневные упражнения по обработке техники приемов письма продолжаются на протяжении всего учебного времени.

Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора, воспитания художественного вкуса проводятся экскурсии в музеи, выставочные залы, на природу. Здесь несомненно ведущая роль принадлежит педагогу. Именно он обратит внимание ребят на интересный узор, мотив, орнамент, которые можно использовать в своих творческих исканиях. Руководитель учит детей видеть в природе розаны и бутоны не только гжельских художников, но и живописцев. Дети с особой тщательностью художника-натуралиста изучают строение листьев и цветов. После таких экскурсий целесообразно давать задания на дом: рисовать стилизованно растения по своим зарисовкам с натуры. На следующем после экскурсии занятии дайте ребятам создать собственные росписи. Так, последовательно, шаг за шагом кружковцы приближаются к заключительному этапу работы, на котором руководитель должен оказать каждому конкретную помощь. Поэтому он сам должен владеть приемами гжельского письма.

В течение всего учебного года проводятся конкурсы на лучшую роспись. В отборе работ принимают участие все школьники кружка.

Тема: “Основные законы цветоведения”.

Руководитель знакомит с некоторыми законами цветоведения. Дает понятие об ахроматическом цвете, светлоте, насыщенности, тонком контрасте.

В процессе практической работы руководитель говорит о том, что наука о цвете существует с древнейших времен. Первым пытался объяснить происхождение цвета и связанные с ним цветовые явления величайший ученый Греции Аристотель, живший в IV веке до н.э. Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи анализировал происхождение и свойства цвета и написал «Трактат о живописи», который актуален и в настоящее время. Восприятие цвета занимало и немецкого поэта Гете, который на основе своих наблюдений создал труд «Теория цвета». Проблемы цвета волновали и М.В. Ломоносова. Многие ученые занимались изучением цветовых явлений. Беседа и рассказ о цвете полезны детям, так как вся их работа связана с тоновым решением росписей. В то же время не следует давать очень подробные сведения о цветоведении. Лучше коснуться тональных отношений — светлоты и насыщенности, так как эти термины необходимы в употреблении в процессе занятий.

Из дальнейшей беседы ребята узнают, что цвет многих предметов мы определяем по их способности отражать падающий на них свет. Свет, попадая в наши глаза, проходит сложный путь через хрусталик глаза, сетчатку, два слоя нервных клеток и создает ощущение цвета. Световые волны сами по себе нецветные, но воспринимаются в цвете, потому что световые волны, создающие ощущение различных цветов, бывают разной длины. Физики утверждают, что красные, желтые и их производные цвета — это длинные световые волны, а синие и фиолетовые — короткие. Эти сведения в старших классах школьники узнают на уроках физики. В кружке об этом рассказывает учитель. Он объясняет, что белый цвет в природе существует и состоит из многих компонентов.