Однако широта подхода к задачам эстетического воспитания сочеталась с отсутствием детального разработанного ее обоснования, отсутствием детально разработанной концепции эстетического. В известном смысле эстетическое отношение к действительности оказалось и основной целью воспитания и одновременно ее средством. В этом и состоит своеобразие постановки проблемы в то время. “Обнаженность проблемы”, заострение и доведение до логического конца различных попыток ее решения как нельзя лучше поможет увидеть сильные и слабые стороны и тем самым избежать многих ошибок повторения старого.
В действительности же понять задачи искусства в эстетическом воспитании, в формировании человека можно только определив социальный характер эстетического отношения к миру, составляя его с другими способами освоения действительности.
Если человек довольствуется только той суммой знаний, которую дает искусство, принимает любые нормы проведения, предполагаемые со страниц книг, а не стремится к проникновению в тайны природы, если он принимает частные, “сиюминутные” потребности своей социальной группы за абсолютные и неизменные ценности, если он не видит за ближними целями цели дальние, то он из активного борца за новый строй превращается в духовно инфантильного приспособленца. В этом случае само искусство из средства воспитания превращается в средство внушения. Главный вывод, который вытекает из общей оценки эстетического воспитания в послереволюционный период, тот, что это время оказалось периодом практической реализации прогрессивных идей педагогики и эстетики прошлого, но эта практика во многом отставала от современных теорико-эстетических, социально-философских установок. Вместе с тем очень скоро обнаружилась утопичность представлений, согласно которым новые социально-политические условия автоматические разрешают проблемы, над которыми билась философско-эстетическая мысль. Эстетическое воспитание начинает занимать все более скромное место. Одновременно с молчаливым признанием его второстепенной роли в деле формирования нового человека отодвигаются на второй план и теоретические проблемы эстетического воспитания.
Развитие творческого потенциала
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. И в занятиях с детьми рисованием, осуществляются широкие цели: обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
2 Особенности преподавания декоративно-прикладного
искусства в школьном кружке
В общем ряду пластических искусств декоративно-прикладное наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, посуда, одежда, утварь ... Каждая вещь занимает определенное место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире. Именно поэтому приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству представляется очень важным. На первом этапе обучения 1 - 4-х классах учащиеся входят в увлекательный мир искусства во всем многообразии его проявлений, осваивают его целостно и со взаимосвязи с окружающей жизнью.
Содержание программы выстраивается вокруг трех основных видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые в начальной школе выступают как “изображение”, “постройка” и “украшение” не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Декоративно-прикладное искусство - часть целого, один из способов художественного освоения человеком мира.
В начальной школе декоративно-прикладное искусство представлено достаточно разнообразно и широко. Дети встречаются на уроках с произведениями крестьянского искусства, традиционными народными промыслами и современным декоративным искусством. В частности, во 1-ом классе они занимаются с тремя сферами художественной деятельности на основе связи с реальным миром, миром природы. Образы народного искусства (единорог, птица сирин, двуглавый конь, Полкан и т. д.) - яркий наглядный пример удивительной фантазии народных мастеров и вместе с тем это ключ к созданию собственных фантазий.
В 3-м классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративного искусства, окружающими их в повседневной жизни (мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, кованые ограды, фонари, театральные маски, костюмы и т. д.).
В 4-м классе определена следующая последовательность ознакомления с произведениями декоративного искусства в контексте определенной тематики уроков: русское народное искусство, декоративно-прикладное искусство народов других стран - Греции, средневековой Европы, Японии и т. д.
Урок искусства должен в первую очередь вести школьников к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. Именно поэтому в условиях кружка приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в единстве восприятия и практической деятельности. Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. “Лишь личностнозначимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...” (Э.Н.Фаустова).
В совершенных образцах народного декоративного искусства за предметночувственной оболочкой всегда скрыто значительное духовное содержание. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено всегда диалектическое единство материального и идеального, зримого и незримого, конечного и бесконечного. Во избежание односторонней трактовки необходимо рассматривать изобретательные мотивы и символические элементы в контексте целого, подключая исторические, искусствоведческие материалы, а также фольклор.
Религиозно-мифологические воззрения на устройство Вселенной оказали глубокое воздействие на всю духовную культуру древности. Понятие трехслойного космоса (небо, земля, подземно-подводный мир) наиболее полное выражение получает в духовно-образной модели мирового древа, являющегося моделью целостного мира, столпом Вселенной.
На всем историческом пути развития народной культуры постоянно, достаточно ярко проявлялась концептуальность народного мышления. “Человек вообще срединное существо между небом и землей. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким арчитипом - братом человека по срединности - является дерево”, - считает писатель и культуролог Г.Гачев.
Любой фольклор по природе своей космичен, народное декоративное искусство своими образами повествует “О вечном порядке и гармонии мировоззрения, о незыблемости круговорота жизнедающих всия природы” (Г.В.Вагнер).
Рассматривая народное искусство, нельзя исключить из сферы восприятия народные праздники, уходящие своими корнями в языческое прошлое. Праздновать значило коллективно ощущать целостность мира. Завершается изучение народного искусства знакомством с тенденциями развития художественного промысла Гжели.
Изучение русского народного искусства в системе “природа - человек - искусство” создает возможность целостного рассмотрения произведений народного искусства в плане раскрытия выраженных в нем творческих сил русского крестьянства (для каждого было характерно “богатство зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки - всей полноты художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину - художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и не шумный праздник живой природы”), и в плане отображения в образах народного искусства природы.
Декоративно-прикладное искусство, как, впрочем, и любые другие, решает всегда три вопроса: что изображено, как и зачем? Из всех этих вопросов самым главным для нас является вопрос “зачем”, т. е. во имя чего появился на свет тот или иной образец декоративно-прикладного искусства. Невозможно сформировать художественное мышление ребенка без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.
Использование на уроке методов, восходящих к традициям народной педагогике, является важным средством нравственно-эстетического воспитания средствами народного искусства.
Урок искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. До тех пор пока ученик не включен в активную познавательную деятельность на уроке, нет сотворчества. Рождается оно только в атмосфере заинтересованности, увлеченности познанием.