Нужно постоянно заострять внимание учащихся на существующей в данном искусстве специфике отношения к цвету (условность, декоративность, символика цвета), линии (“линия безраздельно царствует и господствует”, в вышивке, контурной резьбе как активный элемент “своеобразной народной графики в ее бытовом приложении”, линия - организующая начало в орнаментальной и изобразительной композиции в народном искусстве), форме (выразительно условна, скульптурна, в ней выявлены специфика материала, его особенности, свойства; форма предмета достигает символического обобщения) пространству (приобретает черты декоративной плоскости).
3 Роль декоративно-прикладного искусства у школьников
Урок становится эффективной формой приобщения школьников к народному и профессиональному декоративному искусству, если на нем используются методы искусства, создается особая атмосфера общения, сотворчества.
Методы художественной педагогики - это действенный инструмент в руках учителя, это способы действия, направленные на развитие познавательного интереса школьников и на его основе формирование потребности в общении с народным декоративным искусством.
Созданию эмоциональной атмосферы на уроке содействует выстроенная драматургия урока, работающая на решение конкретных учебных задач. Эмоциональная педагогическая драматургия - исключительная модель урока, организованного по законам искусства.
Она включает следующие элементы: завязку, постановку проблемы, кульминационный момент и эпилог.
Использование метода эмоциональной драматургии как бы устраняет обыденность процесса обучения, делая урок более увлекательным. Проиллюстрируем нашу мысль. Учащимся на уроке, мысленно предполагается отправиться к некогда заповедным и экологически чистым местам северного края, где когда-то природа радовала глаз своей непритязательной красотой, наполненной ландшафтной гармонией удивительно чистых, хрустальных озер с низко нависшими над ними облаками, с волнистыми косогорами, покрытыми сочным ковром разнотравья, с разливающимся над всем этим вселенским покоем.
Два образа природы - прежний и нынешний, их невольное сопоставление в сознании учащихся помогут им усилить позицию бережного отношения к природе, определить свое место в системе природа - человек - искусство.
В процессе восприятия важная роль отводится наблюдению - детальному рассматриванию произведений искусства. В ходе наблюдения внимание акцентрируется на особенностях строения, форме; использовании изобразительных элементов, несущих содержательную нагрузку, бесконечном варьировании традиционных мотивов; выразительности используемых материалов, декоративности цвета; целостности всех составляющих элементов художественного образа, наблюдение представляет активный процесс, в который включается память, воображение, мышление.
На уроке особое значение имеет использование подлинных произведений народного искусства. Присутствие на уроке подлинников играет исключительно важную роль, так как создает возможность организации особой эмоциональной Среды, благоприятной для восприятия.
Слово иногда может быть не менее эффективным, чем зрительный образ. Более того, динамика сочетаний слова и зрительного образа способна поднять эффективность педагогически организованного воздействия. Но необходимо в связи с этим указать, что слово должно быть организованно по законам искусства. Словесные тексты должны давать пищу для размышления, воображения, должны быть доступными по содержанию и форме, нести яркий образ.
Приобщая детей к декоративно-прикладному искусству, важно использовать индивидуальные и коллективные формы работы. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности ученика, глубину восприятия содержательного материала, его предпочтения, меру художественного вкуса, способность к обобщению, стилизации. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выходить на исполнение масштабных работ, в ходе выполнения которых формируются межличностные отношения.
Приобщение детей к русскому народному искусству с помощью музеев - дело чрезвычайной важности. Многокрасочный рукотворный мир народного искусства созвучен жизнерадостному мироощущению младших школьников, влечет к себе, очаровывает, вызывает удивление, интерес. Особое эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, лежит в основе познания. И поэтому очень важно “не пропустить” этот возраст и попытаться сохранить естественное влечение ребят к прекрасным произведениям гжельских мастеров.
4 Эксперимент
1. Основные положения
1) Проверить принцип последовательности усложнения элементов Городецкой росписи;
2) Выяснить целесообразность усвоения основных элементов азбуки Городецкой росписи в той или иной группе (в данном случае группа мальчиков и группа девочек);
3) Проследить влияние последовательности на фантазию, воображение, на эстетическое воспитание и развитие вкуса школьников.
2. Программа проведения эксперимента
- объект исследования: класс (3-й кл.);
- предмет исследования: система художественно-познавательных заданий, принципы и критерии их отбора и построения, метод наблюдения;
- задачи исследования: на промежуточном этапе дается конкретное задание, где видно, насколько успешно справляются с выполнением элементов различной сложности мальчики и девочки одного класса;
- конечный результат предполагает выполнение творческих композиций с использованием наиболее сложных элементов росписи в сочетании с простыми. На конечном этапе можно сделать выводы на основании работ учащихся одного и того же класса.
Этапы и виды эксперимента:
Констатирующий этап
Обучение элементам Городецкой росписи нужно начинать непременно с азбуки и цветочков. Потому что, иначе, представление о Городецкой росписи складывается искаженным. Учащимся становится тяжело составлять свои конечные творческие композиции. Принцип обучения должен идти в строжайшей последовательности. Сначала научить детей простейшим элементам, затем по нарастанию усложнять задачу учащимся.
Формирующий этап
В различных группах (мальчики и группа девочек) одного и того же класса давались одинаковые по сути задания, но различные по методам их выполнения. Например, в одном случае соблюдался принцип последовательности усложнения элементов росписи (это у девочек), а в другом - нет и т .п. Мальчики сначала ознакомились с более сложными элементами, а затем с простейшими. Девочки - начало с простейших элементов росписи и затем двигались к более сложным.
Контрольный этап
На этом этапе по уровню выполненных работ можно судить об успешности реализации предыдущих этапов. Так же можно сделать некоторые предварительные выводы. Например, видно, что уровень обученности, воспитанности и развитости во всех классах примерно одинаков (что у девочек, что у мальчиков). Однако, с заданиями повышенной трудности и сложности в композиции успешнее справляются девочки. Несмотря на это, с простыми элементами справляются одинаково легко и те, и другие.
В ходе эксперимента было отмечено развитие аккуратности, усидчивости, прилежания, тщательности в выполнении работ, а также развитие художественно-эстетического вкуса, что видно из итоговых композиций и их сравнения с предыдущими работами.
Методы исследования:
Изучение литературных источников, метод системы упражнения, метод последовательности, а также наглядные, репродуктивные, вариативные и реконструктивные методы на первых двух этапах (констатирующий и формирующий) и методы беседы (словесные, творческие), метод изучения продуктов творческой деятельности на последнем контрольном этапе.
Выводы
В результате эксперимента хотелось бы отметить необходимость принципа последовательности в выполнении как простых, так и сложных элементов Городецкой росписи. Девочки, которые овладевали с азов росписью, в конечном счете получили наиболее законченные творческие композиции, хотя в этом классе более добросовестно к работе относились мальчики.
Учащиеся получали удовольствие и наслаждение от работы. Все работали очень увлеченно и результаты получились хорошие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ различных форм и методов приобщения детей и школьников к народному декоративно-прикладному искусству позволяет сделать следующие выводы.
Знакомство с народным искусством в яркой и доступной для детей форме закладывает в них образные художественные представления, воспитывает художественный вкус, формирует творческие начало - качества, которые способствуют интенсивности развития личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные и патриотические чувства молодежи.
Важным моментом в эстетическом воспитании детей и школьников средствами народного искусства является формирование уже в раннем возрасте уважения к труду и навыков трудиться, творческой активности, инициативы, самостоятельности - качеств, необходимых не только в занятиях искусством, но и в любом виде деятельности.
ГЛАВА III МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ГЖЕЛИ
1 Организация работы кружка
В кружок принимают школьников 2 - 4-х классов, не более 7-10 человек, в связи с тем что руководитель работает индивидуально с каждым, подробно объясняет задание и показывает движение кисти.
Занятия проводятся в светлом, просторном помещении, имеющем полки для хранения работ, красок, кистей, литературы и другого необходимого инвентаря и оборудования, один раз в неделю по 2 часа с небольшим перерывом или по часу два раза в неделю.
Дисциплина, посещаемость, а также результаты творческого труда во многом зависят от четкого планирования занятий, их содержания.