На первом занятии кружковцы выбирают старосту, который помогает руководителю (отмечает отсутствующих, назначает дежурных по уборке помещения, следит за порядком).
Занятия требуют аккуратности и дисциплинированности. В кружке много подсобного материала. Это альбомы, плакаты, открытки, копии гжельских росписей, работы детей. Отдельно хранятся краски, кисти, бумага, незавершенные работы.
Учебно-воспитательная работа в кружке строится по учебно-тематическому плану. План составляется руководителем на полугодие с поурочным планированием. В пособии описывается методика проведения нескольких занятий в соответствии с темами программы.
Учебно-тематический план
Тема | Общее количест-во часов(ч) | Теорети-ческиезанятия(ч) | Практи-ческиезанятия(ч) |
Первый год обучения | |||
Развитие гжепьского промысла в XVIII-XIX вв. | 2 | 2 | - |
Необходимые сведения о цветоведении | 2 | 1 | 1 |
Основные законы композиции | 2 | 1 | 1 |
Геометрический орнамент | |||
Тонкая линия. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Орнамент полосы из тонких линий | 2 | 0,5 | 1,5 |
Сеточка. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Орнамент полосы из сеточки | 2 | 0,5 | 1,5 |
Точки. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Орнамент полосы, включающий тонкие линии, сеточку и точки | 2 | 0,5 | 1,5 |
Волнистая тонкая линия. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Орнамент полосы, включающий ранее пройденные элементы | 2 | 0,5 | 1,5 |
Широкая светлая линия. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Орнамент полосы, включающий широкую светлую линию, точки и тонкую линию | 2 | 0,5 | 1,5 |
Растительный орнамент | |||
Кистевой мазок в одну сторону. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Кистевой мазок в другую сторону. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Бутон розы. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Центр цветка розы. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Завиток. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Елочка. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Листок ветки. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Веточки с розой. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Волнистая широкая линия разной насыщенности | 2 | 0,5 | 1,5 |
Орнамент полосы, включающий волнистую широкую линию и другие элементы | 2 | 0,5 | 1,5 |
Капелька. Упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Орнамент узор, состоящий из капельки и других элементов | 2 | 0,5 | 1,5 |
Свободная тема | 10 | 2,5 | 7,5 |
Итоговая тема | 4 | 0,5 | 3,5 |
Поездка в музей или на выставку | 4 | 3 | 1 |
Организация выставки | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
Руководитель кружка может использовать этот примерный тематический план.
В соответствии с индивидуальными наклонностями отдельные темы, включенные в план, могут быть изменены. Свободная тема может быть предложена как на заключительном этапе работы в кружке, так и на промежуточном, когда ребята самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, применяя знания, полученные на предыдущих занятиях. Учитывая творческую активность кружковцев и приобретенные навыки, руководитель кружка может заменить рекомендуемое задание другим по содержанию.
2 Учебно-материальное обеспечение
Для работы в кружке необходимы следующие материалы и инструменты: гуашевые и акварельные краски синего цвета, бумага рисовальная или альбом размером 200 х 300 мм, кисти круглые беличьи. Минимальное число кистей для росписи — три. Большая - № 18, 19, 20, 21, 22; средняя - №17, 6, 5; маленькая - №1, 2, 3. Для росписи лучше приобрести гуашевые краски.
Кобальтовая роспись фарфора после обжига приобретает синий цвет, поэтому и роспись по бумаге лучше проводить синей гуашью. Гжельцы пишут круглыми беличьими кистями хорошего качества.
Руководителю кружка необходимо иметь для работы образцы изделий народных мастеров, диапозитивы, открытки, альбомы, таблицы, книги.
3 Практические занятия
Перед началом занятия руководителю кружка необходимо подготовить помещение. В постоянной экспозиции следует разместить лучшие росписи кружковцев, оформить стенды, отражающие историю развития гжельского народного художественного промысла. К этой работе надо привлекать и самих ребят.
На занятиях нужно приучать кружковцев к культуре труда. Кисти, палитра с окраской, банка с водой должны находиться на столе с правой стороны от ученика. На столе ничего не должно быть лишнего, под рукой — только необходимый материал, оригиналы и пособия. Особое внимание нужно обратить на кисть. Это главный инструмент художника. И обращаться с ним следует правильно: нельзя оставлять кисти в банке с водой, так как от этого кончики волосков загибаются и кисть приходит в негодность; нельзя носить кисти в целлофановом мешке или в сумке без упаковки. Их нужно убирать в пенал. После работы кисти нужно хорошо промыть и поставить в вазу или бокал волосками вверх.
Для выполнения задания используется гуашь, темпера или акварельные краски. Руководитель должен рассказать о происхождении и свойствах бумаги и красок. Гуашь по сравнению с акварельной краской — непрозрачная, в переводе с итальянского языка — водяная краска. Она представляет собой густую пасту, состоящую из пигмента, смешанного с клеем на воде, легко растворяется в воде, а в соединении с белилами дает множество цветовых сочетаний. В нашем кружке гуашевые краски используются так же, как и акварельные, т.е. для получения мазка с тенями вместо белил используют воду. Такое применение гуаши позволяет приблизиться к технологии росписи производства. Отличие состоит лишь в том, что художница-росписчица использует в своей работе не гуашь, а окись кобальта и пишет не по бумаге, а по пористому, слегка обожженному фарфору. Так же как и кружковцы, она работает на стеклянной палитре и окись кобальта разводит водой. Поэтому при наличии фарфоровых заготовок и окиси кобальта кружковцы легко осваивают производственный процесс гжельской росписи. Стоит упомянуть о том, что гуашевые краски применяются для выполнения декоративно-прикладных и художественно-оформительских работ.
Если гуашь сильно разбавить водой, то слой наносимой краски будет прозрачным. Слабо разбавленная краска имеет вид густой пасты, толстый слой которой может отслаиваться и растрескиваться. При высыхании гуашевые краски теряют свою насыщенность, приобретая белесоватый оттенок. Поэтому нужно заранее учитывать силу цветового пятна и не добавлять в гуашь белил.
При разработке рисунков для фарфора лучше использовать берлинскую или железную лазурь. Менее подходит ультрамарин. Применение этих красок позволяет добиваться качественного исполнения выразительных декоративных элементов, находить интересные тоновые сочетания. Еще в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии гуашевые и акварельные краски использовались для иллюстрирования рукописей.
Другая краска, с которой можно работать на занятиях, — темпера в переводе с итальянского означающая «смешивать краски», обладает прекрасными качествами: не изменяет цвет при высыхании, не шелушится, имеет более прочные клеевые качества и издавна пользуется заслуженной популярностью у художников. Она была известна еще в Древнем Египте, а в средние века наряду с масляной краской широко применялась для росписи интерьеров. Темпера — очень прочная краска, состоящая из красящего вещества (пигмента) и связующего вещества (эмульсии). В зависимости от состава эмульсии она подразделяется на белковую и желтковую. Со свойствами акварельных красок дети знакомы еще с детского сада.
В кружке разработка формы и конструкции изделия, например, конфигурации вазы, чайника, кумгана, подноса или фигурок зверюшек, ведется на уровне конструирования и вырезания из бумаги, росписи, а затем наклеивания на цветную бумагу. Приступая к работе, руководитель кружка учитывает, что изготовление такого рода изделий может быть использовано к торжественным датам и праздникам.
Вся постановка обучения строится таким образом, что ребята, знакомясь с росписью и усваивая простейшие элементы, выполняют вначале несложные композиции, которые с каждым последующим заданием усложняются. Такая постановка учебно-воспитательного процесса способствует психологической готовности к труду, овладению графической грамотой, освоению приемов художественной обработки материалов.
Занятия в кружке способствуют эстетическому формированию личности школьника. Художественное воспитание, сливаясь с производственным трудом, способствует воспитанию у кружковцев трудовых качеств, эстетическому обогащению их внутреннего мира.
Занятия гжельской росписью можно проводить не только в часы внеклассной работы, но и на уроках трудового и эстетического обучения. Так, например, на уроках труда по обработке древесины на таких изделиях, как игрушки, кухонные доски, разнообразные вешалки, детская мебель, можно успешно применять роспись с последующим покрытием изделия лаком.
На занятиях следует использовать наглядные пособия. На таблицах кроме характерных элементов росписи должны быть представлены основные этапы работы. Руководитель кружка должен научить ребят пользоваться иллюстрациями, открытками, таблицами, работать с ними вдумчиво. Кружковец должен внимательно познакомиться с образом, попытаться проследить движение основных орнаментных линий, угадать силу нажима кисти, отрабатывая техническую точность движения руки, отметить композиционное расположение основных элементов росписи.
В процессе работы с таблицами и иллюстрациями дети знакомятся с технологией и этапами росписи, с основами композиции и необходимыми законами цветоведения, изучают приемы кистевого письма. Все сведения по основам композиции и цветоведению даются учащимся как на теоретических, так и на практических занятиях. В зависимости от возрастных особенностей детей руководитель условно делит членов кружка на младшую (1-4 классы) и старшую (5 - 6 классы) группы. Задания, выполняемые учащимися, различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от возраста. Работа с кружковцами младшей группы должна включать элементы игры.