МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
НА ТЕМУ: РЕАЛИСТИЧНЫЙ ПОРТРЕТ
Руководитель-консультант
Минченко С. К.
Дата сдачи: " " 2006 года Оценка:
Дата защиты: " " 2006 года Подпись:
КАЛУГА 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ И ЖАНРА
1.1 Реализм
1.2 Портрет
1.3. Исследование и анализ работы И. Н. Крамского над портретом
Н.А. Некрасова
ГЛАВА 2. РАБОТА НАД ПОРТРЕТОМ
2.1 Актуальность темы
2.2 Описание и привязка к интерьеру
2.3 Композиционные особенности портрета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Тема реалистического портрета, актуальна на протяжении веков. В разные исторические периоды, в разных течениях, направлениях и стилях реалистическая природа художественного творчества обнаруживается с разной степенью непосредственности и полноты. За это время появлялось и развивалось множество других стилей и реалистическое искусство отходило на второй план, но не исчезало бесследно. Время от времени появлялись мастера возрождавшие традиции реализма.
Человек главный герой искусства. Смысл портрета в интересе именно к личности. Портрет не всегда делается с натуры. Он может изображать человека отсутствующего. Но такой воображаемый портрет - исключение из правил. Нет другого такого жанра искусства, произведение которого так придирчиво сверялось бы с прототипом, с натурой как портрет. Назначение портрета – быть образом конкретного человека, его своеобразным "заместителем" для зрителя или памятью о умершем и непосредственному восприятию о недоступном. Многое может рассказать и о человеке, и о его времени лишённое какого-либо намёка на сюжет простое изображение лица и позы. Бессюжетность портретного жанра не ставит его на второе место, не делает менее содержательным, чем жанры повествовательные.
Значительная доля выразительного богатства картины может быть извлечена художником из самого предмета изображения, открыта в нём и запечатлена правдиво и точно. Достоинство такого произведения в том, что оно создаёт особое ощущение достоверности. Мы соприкасаемся вроде бы и не с картиной, а почти что с самой жизнью, можем непосредственно общаться с персонажами. Сам художник в этом как будто и не участвует, отходит в сторону, не навязывая нам своего отношения к тому, что изображает. На самом деле художник активно строит образ, выделяя существенные для него, влияющие на наше впечатление особенности и детали в облике и поведении человека. Очень важную роль при этом играет выбор натуры и её выразительность.
Говоря о данной работе, то можно выделить следующие цели:
- отражение живописных традиций реализма;
- запечатлеть в работе старинный уголок города, который в скором времени может исчезнуть;
- отражение традиций портрета и его композиции;
А также решаются такие задачи как:
Практические:
- выполнение живописной работы в жанре портрета с применением техники письма акварельными красками;
- использование живописных приемов характерных для реалистической живописи;
Теоретические:
- анализ художественных приемов и выразительных средств реалистического портрета;
- проведение сравнительного анализа, выявление общности подхода мастеров к написанию портретов, выполненных в реалистичной манере;
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ И ЖАНРА
1.1 Реализм
Термин "реализм" происходит от позднелатинского realis – что означает вещественный, действительный.
Реализм в искусстве и есть художественная истина, или, иначе говоря, жизненная правда, выраженная в художественных образах.
Термин "реализм" употребляется в двух значениях – широком и узком. В широком смысле реализм – это способность искусства верно, истинно, правдиво отражать жизнь в присущих ему художественных формах. Синонимами реализма в данном значении будут такие слова, как реалистичность, правдивость, истинность. Реализм основан на видимом сходстве, подобии образа и действительности, но реалистическое творчество – это не мелочно-протокольное, бездумное копирование натуры, а сознательный отбор основных, определяющих черт изображаемого, проникновение в его сущность, значительность и глубина идей, образов.
Реализм основан на художественном отражении жизни в формах самой жизни, на правде видимого, через которую художник как бы проникает в правду существующего. В рамках реалистического творчества возможны фантастические или гротесковые образы. Тем не менее, главное в реализме – раскрытие правды внутренней через правду внешнего, типического и закономерного через индивидуальное и конкретное, идеи через видимый образ.
Ф. Энгельс писал, что "реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах…"
В различные эпохи реализм приобретает своеобразные черты, по-особому проявляясь в рамках определённых художественных направлений и стилей, подчас пробиваясь через уводящие от него тенденции, иллюзии и заблуждения художника, стилевые догмы и эстетические схемы.
В узком смысле слова реализмом называют конкретно-историческое направление в искусстве XIX в., провозгласившее правду жизни основой своей творческой программы. Термин "реализм" был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг. XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах. Если в широком смысле реализм является общей чертой различных конкретно-исторических течений и школ, то в узком смысле он, наоборот, отличен от других художественных направлений, в частности от предшествовавшему ему романтизма, в преодолении которого он развился.
Основой реализма XIX в. было резко критическое отношение к буржуазной действительности, поэтому его называют критическим реализмом. Характерная черта этого направления – постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить "приговор" явлениям общественной жизни. Яркая страница в развитии критического реализма в изобразительном искусстве – творчество русских художников-передвижников ( И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие). В правдивых, страстных образах, рождённых гражданским, патриотическим чувством, они показывали страдания русского народа под гнётом помещичье-буржуазного государства. Особая сила их искусства – в широких социальных обобщениях на основе правдивого изображения явлений жизни.
В реалистическом творчестве в отличие, например, от натурализма изображение всегда осмыслено, прочувствовано и одухотворено. Оно имеет идейный смысл, является воплощением воззрений художника на мир в целом.
1.2 Портрет
К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты.
Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту". Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которую он жил.
К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика.
В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифологические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения. Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человеческая личность.
С начала XVIII в. портретный жанр активно развивается в русском искусстве. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятидесяти художников, из которых добрая половина систематически работала над портретами. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д. Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.
В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится романтическая личность, разнообразная в своих проявлениях.
В 1860—1870-е гг. демократическое обновление русского искусства, становление реализма, в полной мере сказавшиеся в деятельности передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно из главных мест занял особый вид портрета — портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психологической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрывном сочетании его индивидуальных и типических черт. Это сочетание хорошо воплотил Н. Н. Ге, работая над образом Герцена.
Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, возможность для разрешения световых, цветовых задач.