Не по одному разу пройдутся бережно по игрушке теплые, ласковые руки мастера: очень уж глина непослушна, так и старается все свои капризы показать. Свистулька, будто живая – только что подправили ее, пригладили, глядь, через какое-то время снова пошла трещинками.
Так и «ласкает» ее мастер подолгу, кропотливо, пока не присмиреет будущая игрушка, пока не станет гладкой, ровной, без единой задоринки – вот теперь с ней можно и дальше работать.
Чуть твердеет свистулька, снова за нее принимается мастер – надо чтоб она запела звонко, голосисто. Для этого деревянной палочкой прокалывают в игрушке отверстие, прочищают его тщательно, осторожно, чтоб не попортить изделие. Если что-то в «голосе» том не понравилось, тут же палочкой подправляет отверстие и снова свистит…
В теплом помещении высохли поделки, можно их теперь обжигать.
Всю зиму лепят игрушки филимоновские мастера да еще махотки, посудину всякую. Весною со своими изделиями спускаются по крутой тропинке к горнам. Укладывают бережно все это туда, потом разжигают березовые дрова.
Разгорается огонь, такой жар вокруг стоит, что подойти близко невозможно: горны накаляются добела, а над ними столбом пламя висит. Температура до 700 градусов.
Всю ночь филимоновцы караулят у печей свои будущие поделки. С гармошками, балалайками, с песнями хороводы водят – одеваются к такому событию по-праздничному…
Жар постепенно спадает, медленно остывают горны. С волнением и тревогой достают оттуда свои изделия мастера… Бывало, и черепки одни доставали.
После обжига глиняные изделия меняют свой цвет – они становятся белыми с разными нежными оттенками: то розоватыми, то желтыми, то серыми… На такие свежие, только что обожженные свистульки краска легко ложится… Всего 4 краски используют филимоновцы, а получается жизнерадостно, ярко. Даже если петухи дерутся, даже если жених с невестой осерчали друг на друга, все равно грусть не наводят – с юмором добрым, теплым сделаны они добрыми же руками.
Вот разложили перед собой краски мастерицы. К слову сказать, в прежние времена мало кто в деревне весной яичко отведывал, все они шли на разведение красок. Пробовали мастера красить поделки из состава местных трав, из коры деревьев, из особых сортов глины. Но получалось блекло, невыразительно, да и недолго краска держалась на игрушке. Ныне придумали для мастериц анилиновые краски, которые разводятся лаком, они устойчивы и по цвету ясные, сочные. Кисточки - из куриных перьев, ниточкой перехваченных.
Расцветок не так уж много: желтая, красная, синяя, зеленая. Кисточкой по фигурке – желтый мазок, а на него еще и синий положила мастерица – легкая зеленая полосочка образовалась. А коли по синему красным мазком пройтись – фиолетовый рождается. На желтую полоску красную наложить – оранжево получается… Подсохнет, и можно ее на выставку везти…
Их руками и сердцами.
Сегодня – Евдокия Ильинична Лукьянова – член Союза художников СССР. Сама она почти и не смотрит на стол, разговаривает с собеседником, а руки будто сами по себе существуют, вылепливая, приглаживая, поправляя будущую свистульку. Игрушкой она с малолетства занимается. Лепила вся их семья – от детворы до стариков. Игрушка выручала в нелегкие голодные годы. Спрос на нее был всегда. Елена Кузьминична Евдокимова, член Союза художников СССР. Виктор Федорович Склемин – гончар, ни у кого такие певучие кувшинчики не получались, только у него. Певучие оттого, что стенки у них тоненькие, причудливой формы. И расписаны все по-разному. Многому он научился в детстве у Дмитрия Ильича Дербенева…
Вот она лежит перед ним – глина, мертвая, маслянистая. Склемин мнет ее долго, упорно, побрызгивая на нее время от времени водой. Вроде она уж и мягка достаточно, и пластична, так и скользит в руках, а гончар придирчиво ее перекинет с руки на руку – и опять давай ее дубасить. Глина аж вся лоснится, блестит. И вот, наконец, он отделяет от куска равные дольки – заготовки делает. Положил первую на гончарный круг, водой смоченный, и даже пришлепнул его, вроде как закрепил. Крутанул круг, и завертелся круглый комочек быстро, стремительно.
На глазах меняется его форма, вытягивается, утоньшается. Ловкие пальцы мастера помогают поточнее закруглиться вазочке… Совсем неуловимым движением Виктор Федорович пристроил руку внутри трубочки, раздавая ее вширь. А другая рука опять же помогала, тут же на подхвате оказалась. Руки будто в одно движение слились – только одна сверху, а другая изнутри, кажется, накрепко сжимает с обеих сторон заготовку, делая стенки сосуда все тоньше, даже страшно становится – вдруг прорвется от неосторожного движения…
Вот круг замедлил свой ход, совсем остановился. Склемин подровнял что-то сверху, снизу подправил, теперь нужно вазочку снять… Очень осторожно берет мастер изделие обеими руками с широко расставленными пальцами и бережно пристраивает его в сторонке – пусть подсыхает. Окрепнет – тогда можно и обжигать.
Гончарное искусство – это не только горшки да махотки, это и вазочки, и кувшинчики, и тарелочки, и кружки с бокалами. Да мало ли чего может придумать настоящий мастер!
Заключение.
Так вот получилось, что разговор наш на гончарном деле да на игрушке зациклился. Да неспроста, наверное. Было время как-то – ну, не было посуды в магазинах. Дефицит. Даже я помню, хоть и ребенком была. А тарелки да чашки чайные имеют такое свойство – биться. И скоро чай пить не из чего станет. А тут приехала к родителям Лидия Михайловна, мамина подруга, и подарила нам несколько чашечек собственного изготовления. Пережили дефицит.
Гончарные изделия – они всегда в домашнем хозяйстве нужны. Никогда не пройдет их время. А значит, производство это нужное, и всегда будет экономически оправдано. А игрушка, наверное, тоже всегда будет сопровождать изготовление посуды, как сопутствующий товар, как возможность самовыражения мастера, как учебное пособие для будущих мастеров, как источник вдохновения, как радость для ребенка (хоть и кратковременная), как долгое эхо прошедших эпох для истинных ценителей декоративно-прикладного искусства. И пока есть ценные глины в новосильской земле, может быть, время от времени будут рождаться здесь мечтатели, которым все-таки удастся когда-нибудь открыть местное гончарное производство.
Используемая литература:
Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные художественные промыслы». Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1992.
Костин В.Н., Бережнова О.В., Бутримова И.В., Сальникова Э.В. «Фольклор земли Орловской». – Орел: Изд-во ОРАГС, 2004.
Глаголев В.Н. «Чернышинская глиняная игрушка, ее история и производство». – Новосиль.1932-33 гг. (рукопись)
Дайн
Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». – «Орловская правда», март 1994.
Макушев А. «Игрушка-свистулька – потешная забава». – «Орловская правда», 1993.
Третьякова Г. «Древний промысел». – «Орловская правда», 14 марта 1991.
Терещенкова Т. «Возвращение чернышинской игрушки». - «Новосильские вести», 29 ноября 1994.
Синюкова В. «Да не иссякнет источник души!». – «Новосильские вести», 25 июля 1997.
Рогов А.П. «Кладовая радости». – М.: Просвещение, 1982.
Маленькие чудеса. Очерки / Составитель Н. Тарановская. – Л.: Дет. лит., 1981.
Хворостов А.С. «Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву». Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
Каменева Е.О. «Волшебная глина». – М.: Малыш, 1983.
Бедник Н.И. «Хохлома». – Л.: Художник РАФСР, 1980.
Шкловская А.Б. «Игрушечные мастера». – М.: Малыш, 1988.
Журавлева З.М. «Филимоновские чародеи». – Тула: Приокское книжное издательство, 1987.
Кирпичникова И. «Красный башмачок». – Л.: Дет литература, 1980.
Утевская П. «История фарфоровой чашки». – М., Дет. литература, 1980.
Амоков В. «Волшебное дерево». – Тула: Приокское книжное издательство, 1988.
Русецкая О. «Прикосновение к истокам. Очерки о народных художественных промыслах России». – М.: «Молодая гвардия», 1987.