Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.
Естественный вид сушки — атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес.
При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.
После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15—20 %. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.
При сушке изделий очень часто возникают трещины. Самый лучший способ заделки крупной трещины — это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориентированного таким же образом к центру. После высыхания клея место соединения строгают и зачищают рубанком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.
3. Инструменты
Для успешной работы резчику по дереву необходимы хорошо оборудованное рабочее место, соответствующие инструменты и приспособления.
Для работы резчиков необходимо сухое светлое помещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть выкрашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от характера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит верстак.
Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее освещение — естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном освещении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.
В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.
Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески.
Прямые стамески с шириной полотна 3—30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе.
Косые стамески, называемые также резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древесины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кончиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с разной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.
Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодоступных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в рельефной резьбе.
Полукруглые стамески с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:
- отлогие с большим радиусом кривизны;
- средние или полукруглые;
- крутые с малым радиусом кривизны
Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.
Стамески-уголки шириной полотна 5—15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50—70°. Такие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2—3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой металлические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.
Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:
- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;
- коловорот или дрель с набором сверл для сверления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;
- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорезной резьбе.
Кроме этого, резчику может понадобиться столярный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.
4. Виды резьбы и техника ее выполнения
Существующие виды резьбы по дереву можно подразделить на группы. Основные из них следующие:
- плосковыемчатая, или углубленная;
- плоскорельефная;
- рельефная;
- прорезная, или ажурная;
- скульптурная, или объемная;
- домовая (корабельная).
Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углубления — выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.
Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент углублен в толщу заготовки незначительно, а фон остается плоским, нетронутым, называется геометрической. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заготовки, называется контурной резьбой.
Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-косяком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы популярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка. Еще одним преимуществом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.
Геометрическая резьба состоит из различных комбинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.
Двугранные выемки прямолинейной или криволинейной формы различной ширины и глубины считаются самыми простыми элементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположенных вертикально или под углом, создается узор, получивший название лесенки.
Трехгранные выемки (треугольники) получили наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемки могут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.
Четырехгранные выемки различной формы в геометрической резьбе делают квадратными, прямоугольными или ромбическими.
Скобчатые порезки-лунки выполняют как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.
Трехгранные выемки криволинейной формы являются наиболее сложными по выполнению элементами геометрической резьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.
Комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить бесконечное множество орнаментальных композиций.
Техника выполнения геометрической резьбы
Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития волокон древесины. В этом случае поверхность изделия получается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверхность получается шероховатой, матовой.
Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.
При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.
При подрезании положение ножа в руке не меняется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.
Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка
в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку косячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.При резьбе наклонных граней выемки косячок наклоняют вправо или влево. Угол наклона должен быть в пределах 30—40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительными, при меньшем наклоне - слишком резкими.