При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Лезвие ставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамески, обрубают контур. Главное в этой работе — точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.
Прорезная резьба. Прорезной называется резьба, у которой элементы изображения связаны между собой, а фон удален. Иногда рельефную прорезную резьбу называют ажурной. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.
Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или ножовкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Выпиливать орнаменты и узоры легче, чем вырезать их на заготовке. Прорези в фоне могут быть также и при других видах резьбы (выемчатой, контурной). Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной, или наклейной.
Техника выполнения прорезной резьбы
На заготовке высверливают отверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимают фаски. Самый простой и удобный инструмент, применяемый в прорезной резьбе, — электролобзик.
Скульптурная (объемная) резьба — это художественно обработанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основном отделенная от фона. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматривается со всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчика требуется опыт, художественное чутье, набор различных инструментов. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.
Скульптурная резьба служила для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц. К этому виду резьбы относится и современная станковая скульптура, выполненная из дерева.
При выполнении скульптурной резьбы различают 4 этапа:
-
изготовление модели скульптуры из глины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);- разметка заготовки с необходимым припуском на обработку;
- обруб основных форм;
- проработка рельефа и деталей скульптуры.
Скульптурная резьба — это кропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его заточкой и правкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин их заделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят защитные покрытия.
Домовая резьба — это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и долота. Как правило, домовая резьба применяется для украшения построек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает:
- рельефной — такой резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты;
- прорезной (пропильной) — такой ажурной резьбой, выполненной с помощью лобзика, украшали фронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.
- объемной — такой резьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую часть корабля, а позже — гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» — фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.
Перед началом выполнения домовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.
Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторых элементов украшения требуются широкие доски, нередко имеющие недостатки. Так, при высыхании или увлажнении доски часто сильно коробятся, растрескиваются и становятся непригодными для дальнейшего использования. Получить нужную ширину заготовки можно путем склеивания нескольких узких досок в щит нужного размера.
Для этого берут строганые доски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой стороне, где будет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так, чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и не снизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.
Качество прифуговки проверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговки кромок должна быть достаточно высокой, в противном случае в месте склейки щит может дать трещины.
Прифугованные заготовки закладывают в струбцины, проверяют правильность раскладки по торцам, по рисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимают винтами. Для получения заготовок большого сечения доски склеивают пластями.
Склеенные щиты после высыхания тщательно выстругивают и зачищают рубанком с двойной железкой или фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовывают, так как при шлифовке крошки абразивного порошка застревают в порах древесины и сильно затупляют инструмент.
5. Виды орнамента
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).
Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненность конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала.
Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набора мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гиперболизации.
Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русского мозаичного орнамента одним из наиболее часто используемых мотивов является так называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.
Известно много разновидностей орнамента.
По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:
-
ленточным - в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;- сетчатым - сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;
- замкнутым - узор, заполняющий площадь определенной геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).
Основные мотивы в орнаменте
По используемым мотивам орнамент может быть:
- геометрическим — из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии называется меандром;
- растительным - из стилизованных растительных форм;
- зооморфным - из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц;
- геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;
- гротескным - из фантастических сочетаний декоративных мотивов;
- комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительных мотивов (арабески) и др.).
Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачей при выполнении геометрического орнамента является подбор гармоничных сочетаний древесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построении геометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы риторических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).
При создании орнамента следует прежде всего продумать его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой, композиционно организованной, в ней будут выделены главные и подчиненные части, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработке характера деталей, определяют степень их контраста и прием образования этого контраста.
Наиболее характерной чертой построения орнамента является контраст, представляющий собой разницу между смежными элементами. Достигается он разностью цвета, тона или сопоставлением различной формы элементов.
При выполнении орнамента из квадратов и окружностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, прицел направление волокон этих вставок должно совпадать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты и вставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или с помощью циркуля.