Смекни!
smekni.com

Религия Древней Греции и Древнего Рима в культурно-историческом аспекте (стр. 4 из 6)

Введение новых богов, культ которых не становился государственным, сопровождался созданием в полюсах религиозных общин. Так, появились общины почитания Митры, Адониса. В них допускались не только гражданские полюсы, но и чужестранцы и рабы, пользовавшиеся на общинном собрании почитателей богов правом голоса. Все элинизированные восточные религиозные культы носили характер мистический и экстатический.

Подобные культы были распространены в связи со стремлениями человека обрести духовную свободу, за неимением реальной, так как греки находились под властью монарха, Александра Македонского. К тому времени, когда Греция стала римской провинцией, во всей империи. В ее культуре, литературе и религии, стала господствовать одна эллинистически-римская культура, причем в области религии и дальше сохранялся синкретизм, в котором смешивались традиционные культы с восточными. Стремление к универсализму религии, к отказу от индивидуализированных божеств появилось в строительстве так называемых пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу. Таким был, скажем, знаменитый Пантеон в Александрии Египетской.

Таким образом, религия древней Греции прошла сложный путь развития, претерпела много влияний извне. Она начала с первобытной религии, далее был создан свой пантеон богов, которые имели антропоморфный характер. Постепенно религия оттеснилась философией, она потеряла смысл, и поклонения богам стало добровольной формой деятельности. С неуверенным положением греков, приходом императора, было связано принятие восточных мистических культов. Также можно согласиться с Нильссоном в том, что греческую религию можно изучать в двух направлениях: через литературу, которая была скорее создана верхушкой общества и через то, что было ближе народу, занимающемуся сельскохозяйственными работами. Как и в любом другом процессе, мы находим двойственность.


2. Развитие религиозных представлений в Древнем Риме

История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 в. н. э. Римская культура многая взяла и переработала у Древней Греции и древнеиталийской культуры этрусков. Настоящей сердцевиной Италийской земли была средняя часть этого пространства, там, где лежат Этрурия, Кампания и Лаций. Эти области смотрят на запад, в то время как в Греции Аттика и Македония – те области, в которых происходили основные события истории Греции – обращены к Востоку.

Историю Рима делят на множество периодов. Рассмотрим развитие религиозных представлений Древнего Рима в рамках пяти этапов:

1) Зарождение римской религии (8-7 вв. до н.э.)

2) Развитие религии в раннереспубликанский период (6-4 вв. до н.э.)

3) Религия времен пунических войн (сер.3 в. – сер.2 в. до н.э.)

4) Верования во времена гражданских войн (сер. 2 в. – кон. 1 в до н.э.)

5) Религия Империи (кон. 1 в. до н.э. – 5 вв. н.э.).

2.1 Зарождение римской религии

«В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена япигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой – умбры, марсы, вольски, самниты (Штаерман «История Рима», с. 11). Япиги – племя, родственное эллинам. Они, по-видимому, были древнейшим поселением на полуострове. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. А Штаерман так не считает. Этруски, по его мнению, были тоже индоевропейским народом, как эллины и италийцы, но стояли особняком среди других отраслей индоевропейского происхождения. Они были ближайшими соседями римлян с севера. Несмотря на то, что с римлянами этруски имели сношения по преимуществу торговые, и вообще мирные отношения, историк все равно отрицает какие-либо заимствования в римской религии из этрусской. Далее будем придерживаться несколько иной точки зрения.

«Происхождение и язык этрусков не выяснен. Уже в 8 в. до н.э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Религия этрусков носила мифологический характер. Но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира. Мрачные, злобные божества подчинились высшим силам. Сведений о религии этрусков сохранилось мало» (История мировой культуры, 281).

«Известно, что этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина – римского Юпитера, Уни – римскую Юнону, Мнерву – римскую Минерву. Им же соответствовала троица подземных божеств: Мант - римский Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина и третья, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру. Некоторых богов римляне позаимствуют у этрусков.

Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную систему гаданий, которая должна дала дать человеку возможность узнать волю богов и избежать несчастья. Правила гадания, позднее усвоенные и в Риме, назывались там «этрусская наука».

Добавим, что воображение этрусков создало множество демонов, как злых, вредящих человеку, так и добрых, помогающих ему, покровительствующих его семье и дому. Этих добрых демонов стали называть в Риме Ларами и Пенатами» ( Куманецкий, 180-181).

О древнейшей сфере римских богов мы узнаем из списка публичных и носящих особые названия праздничных дней общины. Они бесспорно представляют самый древний из всех дошедших до нас документов в римской древности. Главными были небесные божества, объединившиеся в триаду, которую составляли Юпитер (Юпатер, Иовис), Марс (Мамерес, Маморс, Мармра, Март) и Квирин (Вофион). А также о наследии отдаленного индоевропейского прошлого у италиков говорят предания о богине огня Весте, почитавшейся греками под именем Гестии. Но у этих богов не было своего Олимпа, местами их почитания были рощи.

«Хорошо известна концепция Дюмезиля, изложенная в книге «Боги индоевропейцев». Она исходит из деления индоевропейских богов на три класса: класс с функцией управления, связанный с магической царской властью, класс с военной функцией, соответственно связанный с физической силой и класс, задачей которого было производство и хранение материальных благ. Такому делению соответствовали и древнеримские божества: Юпитер (небесный бог государства), Марс (бог физической и военной мощи) и Квирин (бог плодородия). В индоевропейской мифологии боги первых двух групп ведут борьбу с богами третьей группы, которые принимались только после примирения, что означало собой становление нормального полноценного общества, объединившего все 3 класса людей. Так, у римлян Квирин вместе с другими божествами 3 функций – Флора, Диана, Луциной, ларами и другими – был принят в римский пантеон после войны и мира с сабинянами» ( Штаерман, 14).

«Древнеримская религия представляла собой в древнейшие времена религию сельских жителей, испытывавших чувство страха перед везде присутствующими таинственными духовными существами. По мнению Латте К. «История римской религии» - это была религия «крестьянской усадьбы». Когда такие усадьбы объединились в государство, последнее заимствовало их культ. Добавив то, что диктовалось военными потребностями. В первую очередь культ Марса. Царские жрецы строго наблюдали за правильным соблюдением обрядов, не допуская ни какой инициативы со стороны граждан. Религия усадьбы в масштабах государства теряла смысл. Чтобы не утратить контроль над религиозной жизнью граждан, государство вводило новые культы, церемонии, обряды и игры. Они должны были влиять на воображение и вводить в государственные рамки культы новых социальных групп – ремесленников, купцов, вольноотпущенников» (Штаерман,13).

Любая религия, тем более у земледельческих народов, начинается с культов плодородия. Но с такими культами сильное государство или даже маленькое общество не построишь. Поэтому более импонирует гипотеза Дюмезиля, где он говорит о трех классах богов.

Первоначально римская религия была в отличие от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней сохранялись пережитки тотемизма. На это указывает легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев-основателей города. Весь мир у римлян был полон духов, которые обитали и в воде, и в полях и где угодно. Важны были добрые духи жилища, таковыми считались Пенаты и Лары. Двери жилища охранял Янус, домашний очаг – богиня Веста. Даже каждый мужчина имел своего собственного духа-покровитлея гения, в котором проявлялась сила личности.

В отличие от греческих богов римские не имели человеческого облика (сами римлян называли их «нумина» - «имена»), им не ставили ни статуй, ни храмов. Хотя даже у этрусков божества имели человеческий облик. Римляне были людьми более приземленными с меньшим воображением, нежели фантазеры-греки. Духов же, чтобы они помогали, необходимо задобрить. Это делали путем молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Человеческих жертв не встречается, зато потом в качестве жертв римляне приносили себя во благо государства.

Устраивали праздники в честь земных божеств, Вакха, Прозерпины. Целью их было способствовать урожаю. Для этого общины собирались вокруг святилищ. В древнейшие времена религиозные обряды выполняли отцы семейств, но потом эти функции стали исполнять жрецы.


2.2 Развитие религии в раннереспубликанский период

«К формированию республики уже сложились два класса людей – плебеи и патриции. Патриции - первопоселенцы, сохранившие деление на роды и курии, плебеи – переселенцы, не имевшие ни рода, ни племени. Их религиозные представления значительно отличались. В обрядах, связанных с основанием города, в праздниках в честь древнейших римских божеств принимали участие только патриции. Ими же почитались абстрактные божества, как Честь, Верность, Победа, Согласие. У плебеев своя триада богов: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану. Еще одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. В храме Фортуны на Бычьем рынке стояла деревянная статуя богини, что было не характерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов к ауспициям (гаданиям), без которых нельзя было принять какого-либо государственного решения, плебеи тем самым исключались из плебейской жизни. Только с уничтожением различий в религиозных верованиях патрициев и плебеев возникает настоящее римское государство» (Куманецкий, 233).