Смекни!
smekni.com

Религия и ее роль в культуре. Русская реалистическая литература XIX века в контексте "золотого века" русской культуры (стр. 2 из 4)

В VI веке христианство становится государственной религией и тем самым приобретает статус «охранительной» идеологии Римской империи. В этом качестве религия подчиняла себе и философию, и искусство, и мораль, и науку. Религиозная вера, обеспечившая определенную цельность средневековой культуры, представляла собой высшую истину, с которой соотносились культурные ценности. По мере развития культуры мораль постепенно начинала оспаривать монополию религии на решение «вечных проблем» человеческого бытия. Ведь Бог мыслился одновременно не только как создатель всего «сущего», наличного мира, но и как творец «должного», источник моральных ценностей и норм, а это поставило перед теологами проблему теодицеи, «оправдания Бога».

2. Русская реалистическая литература XIX века в контексте «золотого века» русской культуры.

Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIXвека. Эти годы начались с победы в Отечественной войне 1812 года, а закончились поражением в крымской войне. В начале века составлялись конституционные проекты. В течение всего этого периода жизнь России омрачняло крепостное право.

Вскоре после страшного разгрома декабристов исподволь начался новый этап освободительного движения. Это говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со всеми трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы Россия добилась в области культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих – старый Петербург.

А. И. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи популярного 30 – 40 года XIXвека западноевропейского утопического социализма. Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже сама по себе есть зачаток социализма, он создал теорию русского общинного социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

В одном из произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разум богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться – ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIXвека, не зря называют «золотым веком» русской культуры.

На рубеже XVIIIи XIX веков классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому литературному направлению перешел Г. Р. Державин. Основоположником русского сентиментализма стал писатель и историк Н. М. Карамзин. На смену сентиментализму Карамзина и романтизму В. А. Жуковского шло новое направление – реализм, представителями которого были А. С. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и Крылов. Утверждение этого направления связано с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. А. С. Пушкин – основоположник русского реализма («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).

Молодость А. С. Грибоедова совпала с началом 20-х годов XIX века России, со временем бурного общественного возбуждения и свободомыслия, когда начали складываться тайные политические организации декабристов. Грибоедов был близок к политическим идеалам первых русских революционеров, что и явилось одним из определяющих обстоятельств жизни и творчества. Содержание комедии, появившейся в 1824 году, отразило расстановку политических сил и конфликт этой эпохи.

В период творчества Грибоедова реализм как художественный метод находился в процессе становления, тем не менее «Горе от ума», наряду с «Евгением Онегиным», являются первыми реалистическими произведениями в русской литературе. Реализм комедии проявляется в изображении характеров всех персонажей, их неповторимой индивидуальности и в то же время жизненной узнаваемости, и в описании бытового фона, где так убедительны и обоснованы поступки участников драмы. Поэтому Гончаров говорил, что «читатель чувствует себя и теперь среди живых людей, а не ушедших в древность».

Стихи великого русского поэта А. С. Пушкина как шедевры мировой литературы обладают огромной силой воздействия на мысли, чувства и действия людей. Поэтому защита вольнолюбивых идей, прославление свободы в лирике Пушкина имели большое значение для развития общественного мнения в России первой половины XIX века. В стихотворении «Памятник» Пушкин отмечает, что народ не забудет его именно потому,

… что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Одним из гимнов свободе стала ода «Вольность». Она была написана в конце 1817 года.

Другим стихотворением в честь свободы стало послание «К Чаадаеву» (1818 год).

В 1823 году Пушкин переживает кризис, вызванный подавлением европейских революций. Трагический разрыв между желанием свободы и непробужденностью народа рождает горькую мысль стихотворения «Свободы сеятель пустынный».

И все же ни кризис 1823 года, ни странный 1825 год, ни николаевское царствование не смогли подавить в поэте жажды свободы. В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» источником надежды на ее период оказывается «гордое терпение» ссыльных и способность поэта сохранить «свободный глас».

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» настолько интересен, разнообразен, естественен и легок для чтения, что быстро и навсегда завоевал огромную популярность.

«Евгений Онегин» - это «поэтически воспроизведенная картина русского общества» (В. Белинский), в нем автор описал различные слои общества, нравы, быт, обычаи, свойственные каждому из них.

Есть в русской классической литературе шедевры, которые содержат в себе одновременно черты романтического и реалистического методов, и к их числу, бесспорно, относится социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Писатель объективно и критически смотрит на русскую жизнь, подходя к ее изображению как исследователь.

Говоря об особенностях «Героя нашего времени», не стоит забывать, что реалистический метод выступает здесь в сложившемся виде, обуславливающем содержание и форму романа. Произведение поистине замечательно тем, что показывает, как реалистический метод складывался и совершенствовался в недрах романтизма.

В романе «Герой нашего времени» находится гармоничное сочетание черт романтизма и реализма. Очевидно, что Лермонтов создавая произведение, не просто преодолевал романтизм, а в своем романтическом творчестве открывал новое содержание, выходящее за рамки старых форм и требовавшее особого подхода для превращения в произведение искусства. Реализмом такой подход был назван гораздо позже.

А. С. Пушкин, подсказавший Гоголю сюжет «Мертвых душ» видел в своем младшем современнике умение очертить человека и жизнь так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Задумывая «Мертвые души» Гоголь искал для центрального сюжета не просто какой-то жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытые явления действительности. И поскольку в первом томе писатель предполагал сатирически изобразить определенные стороны жизни, то ему было важно найти «незначительное происшествие, анекдот», раскрыть сущность современной Гоголю действительности.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» впервые описал такое социально-общественное явление, как нигилизм. Приверженцем новых идей в романе является его главный герой – Евгений Базаров.

Можно сказать, что в отрицании общечеловеческих ценностей драма не только Базарова, но и всей нашей страны. Большевизм проповедовал новую идеологию, которая нравственным признавала лишь то, что полезно пролетариату, лишь то, что способствует построению другого общества. Последствия таких крайних проявлений нигилизма, такого решительного отказа от основ морали будет ощущаться еще долго.

В конце 50-х годов XIXвека в России отчетливо проявился кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. Сельское хозяйство переживало застой. Крепостное право тормозило развитие производительных сил в сельском хозяйстве.

Александр II в 1856 году пришел к выводу, что лучше освободить крестьян «сверху», не дожидаясь, пока они освободят себя «снизу».

В общественной жизни России крепло радикальное революционно-демократическое направление. Все большую популярность приобретал журнал «Современник», направление которого определялось статьями Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Радикальная программа освобождения крестьян могла быть обнародована только в условиях, когда было официально разрешено в печати обсуждать «крестьянское дело». Политическая ситуация герценовских изданий «Вольной русской типографии» («Колокол», «Полярная звезда»), издававшиеся в Лондоне, была проникнута надеждой на реформу «сверху», веру в самодержавную инициативу и поддержку общества.

Сообщение о начале крестьянской реформы вызвало взрыв энтузиазма в русском обществе, и даже эмигрант – революционер А. И. Герцен, приветствовал царя-освободителя статьей.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест и проекты «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».