Смекни!
smekni.com

Религия и ее роль в культуре. Русская реалистическая литература XIX века в контексте "золотого века" русской культуры (стр. 4 из 4)

В 80 – 90 годы в репертуар стали входить пьесы Достоевского и Чехова. Из пьес Шекспира чаще всего ставили «Гамлета».

Пореформенный русский театр испытывал много разных притеснений и ограничений. До 80-х годов в столицах существовала монополия императорских театров. Частные театры в Петербурге и Москве появились лишь в конце века. Театральная цензура отличалась особой придирчивостью: то, что шло в столицах, не всегда разрешалось в провинции; то, что было опубликовано и, казалось, общеизвестно, не всегда дозволялось к постановке.

С другой стороны, суровое шефство над театром взяла демократическая критика, столичная и провинциальная, равнявшаяся на «Современник». От театра требовали соответствия его постановок «передовым идеям». Беспомощность и халтура драматурга или актера карались не очень строго, если пьеса отвечала «духу времени».

В 1863 году умер М. С. Щепкин. С ним закончилась целая полоса в истории русского театра- театра времен Гоголя. Щепкин искал в своих героях, прежде всего привлекательные черты. Его искусство утверждало благородство «маленького человека». «Новый театр» сосредоточился на критике социальных условий и показе « социальных типов». Это было полезное дело, когда оно не доходило до упрощения, до откровенной тенденциозности. Известный провинциальный актер Н. Х. Рыбаков специализировался, например, на ролях самодуров в пьесах Островского. Сам автор с восхищением говорил о нем в роли Дикого из «Грозы». Это была «апофеоза самодурства», как писала одна газета. Но в другой пьесе Островского характер персонажа был сложнее, однако у Рыбакова получался все тот же Дикой. Театру 60-х годов была свойственна некоторая прямолинейность.

В последующие годы этот недостаток был изжит, но зато снизилась и идейная сторона. На смену «социальным типам» пришли «психологические типы». Театру стал вновь интересен внутренний мир обыкновенного человека. Это подготовило приход «театра Чехова» с его тихими драмами повседневности.

Русский театр XIX века – это преимущественно театр актера. Только очень слаженная труппа составляла единый ансамбль. Обычно же каждый актер играл свою роль в силу собственного разумения. Слабым местом театра была режиссура. Редко появлялись спектакли, отмеченные ярким режиссерским решением.

В 1898 году возник Московский художественный театр, который возглавил К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко. Его расцвет приходится на первые годы XX века.

Дело создания национальной русской музыки, начатое М. И. Глинкой, в середине XIX века было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 60-е годы в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, поставившая перед собой цель продолжить дело М. И. Глинки. В последствии эту группу называли «могучей кучкой». Ее душой, главным организатором и теоретиком был М. А. Балакирев. В 1866 году, после кропотливой работы, он создал «Сборник русских народных песен». В состав могучей кучки входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин.

Деятельность «могучей кучки» - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о «музыкальной революции» 60 – 70-х годов XIX века. С блеском, справившись с поставленной задачей, «могучая кучка» окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

П. И. Чайковский не входил в «могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в го музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера «Евгений Онегин» завоевала мировое признание. Из симфоний наиболее выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающийся трагедии.

В начале XIX века опережающими темпами развивается архитектура – искусство абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы ордерной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор – А. Воронихин, ансамбль Биржи- Тома де Томон, Адмиралтейство – А. Захаров. Плодотворно развивалась в XIXвеке живопись. На рубеже XVIII – XIX веков работали портретисты О. Кипренский, В. Тропинин. С 70-х годов внимание художников было сосредоточено на искании социальной справедливости. В живописи началась деятельность «передвижников». Их картины – народническая публицистика в красках и лицах. Среди них были талантливые художники – В. Перов, Н. Крамской, В. Верещагин. В последние десятилетия веков началось движение против «односторонности» передвижников. Явились художники, понимающие, что кроме «гражданских мотивов» и все другие стороны бытия могут быть содержанием художественного творчества. Увлекаясь красотой красок и линий, заботясь о художественном стиле своих произведений и индивидуальности в области искусства, они положили начало чрезвычайному развитию русской живописи. Русский импрессионизм был представлен работами В. Серова, М. Грабаря. Заметную роль сыграло художественное направление «Мир искусства» (А. Бенуа, Б. Кустодиев). С. Дягилев открыл Европе русскую музыку, балет, театральную живопись. Большим успехом в Париже пользовались его «Русские сезоны». Выдающимися художниками этого периода были К. Малевич, П. Кончаловский, М. Шагал. Огромное значение в поддержке творчества художников, писателей, певцов имела деятельность российских меценатов. Наиболее известные – С. Морозов, Н. Рябушинский, С. Мамонтов, П. Третьяков. Особой популярностью среди различных слоев городского населения на рубеже XIX века в России пользовался кинематограф.

В период XVIII – XIXвеков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. К началу XIX века в России жили около 165 народов, относящихся к различным типам цивилизации. Национальное самосознание складывалось в открытом контакте с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские по крови. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры. На первое место выступила идея служению Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая почти до конца XXвека.

Литература.

1. А. А. Радугин «Культурология» курс лекций, Москва, 1998 г.

2. М. Н. Миронова «Религия в системе культуры», Москва, 1993 г.

3. Л. Н. Митрохин «Философия религии», Москва, 1994 г.

4. Л. М. Пятецкий «Справочник по истории России», Москва, 1999 г.