Эпоха Возрождения
Ренессанс (фр. «возрождение»;от ит.: Rinascimento) – направление в искусстве, существовавшее в 14-17 вв., взявшее свое начало в Италии в Средние века и распространившееся позже на всю Европу. В Эпоху Возрождения возросла роль классического образования, судебная власть и влияние Папы Римского. Также эпоха ознаменовалась развитием учения о перспективе в живописи и прорывом в науке. Направление затронуло множество областей культуры, но более всего известно своим влиянием на искусство и вкладом таких гениев, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, символизирующих Ренессанс. Существует мнение, хотя и не единогласное, о том, что Ренессанс зародился во Флоренции в 14 в. О его началах и характеристиках было выдвинуто множество теорий, основывающихся на ряде факторов, включая особенности социальной и гражданской жизни во Флоренции того периода, а также учитывая политическое устройство города и роль наиболее влиятельного семейства Медичи. У Эпохи Возрождения обширная и сложная историография, и среди историков всегда существовали споры относительно роли термина «Ренессанс» и самого исторического периода. Некоторые исследователи поставили под вопрос тот факт, что Ренессанс действительно явился шагом вперед по сравнению со Средними веками, а не был периодом пессимизма и ностальгии по классической эпохе. Историки 19 в. настаивали на том, что Ренессанс явился очевидным прорывом идей и практики в сравнении со Средневековьем, в то время, как некоторые современные исследователи указывают на преемственный характер эпох. Действительно, в наше время считается неправильным говорить о каком-то историческом периоде как о «лучшем» или «худшем», что может даже привести к нивелированию термина. Понятие Ренессанса также относилось к описанию других историко-культурных движений, как то Византийский Ренессанс и т.д. Витрувианский Человек Леонардо да Винчи ясно свидетельствует о влиянии писателей древности на мышление деятелей искусства периода Ренессанса. Да Винчи попытался изобразить идеально пропорционального человека. Ренессанс был культурным направлением, существенно повлиявшим на интеллектуальную жизнь раннего периода современности. Возникнув в Италии и распространившись к 16 в. на всю Европу, направление оставило свой след в литературе, философии, живописи, политике, науке, религии и других сферах культуры. Деятели Эпохи Возрождения руководствовались принципами гуманизма, а в живописи стремились к реализму и затрагиванию человеческих эмоций. Деятели Эпохи Возрождения черпали знания из древних учений, в основном написанных на латинском или древнегреческом. Мыслители того периода изучали труды библиотек европейских монастырей в поисках затерянных работ древности. Отсюда зародилось их непреодолимое желание совершенствовать и расширять свои знания об окружающем мире и возник совершенно новый взгляд на трансцендентальную духовность средневекового Христианства. Они не отрицали Христианство, наоборот, множество великих творений Эпохи Возрождения были ему посвящены, а многие работы проводились под покровительством церкви. Тем не менее, в отношении интеллектуальных деятелей к религии произошли некоторые перемены, что отразилось на многих других сферах культурной жизни. Художники стремились к реалистичному изображению человеческих фигур, совершенствуя техники более естественной передачи перспективы и света. Политические философы, среди которых особенно выделялся Николо Макиавелли, пытались описать политическую жизнь такой, какой она была в действительности, и улучшить систему правления в соответствии с реальными потребностями. Помимо изучения классических латыни и греческого, авторы также стали применять все чаще диалектные формы. Вместе с возникновением печати, это увеличило доступ к книгам, особенно Библии, для гораздо большего количества людей. В целом, Эпуху Возрождения можно рассматривать как попытку людей творчества изучить и усовершенствовать окружающий мир через призму идей античности и с помощью новых средств мышления.
Ассимиляция греческих и арабских знаний
Переводы с латинского трудов 12 в.
Эпоха Возрождения получила такое название, поскольку она явилась «возрождением» определенных классических идей, надолго утерянных для Европы. Велись споры о том, что толчком для такого направления послужило открытие древних текстов, забытых западной цивилизацией, но сохраненных в некоторых монастырских библиотеках и в исламских странах, а также переводов греческих и арабских трудов на латинский. Такие ученые Эпохи Возрождения, как Николо де Николи и Погио Бракиолини изучали библиотеки в Европе в поисках работ классиков: Платона, Цицерона и др. Кроме того, с завоеванием Пиренейского полуострова множество греческих и арабских трудов было захвачено из таких мест, как библиотека в Кордобе, насчитывающая 400 тысяч книг. Работы древнегреческих и эллинистических авторов (Платон, Аристотель, Эвклид, Птолемей, др.) и мусульманских ученых и философов (Гебер, Абульказис, Авиценна и др.) были перевезены в христианский мир, пополнив знания европейских ученых. Греческие и арабские труды распространялись не только Испанией, но и непосредственно с Ближнего Востока. На Ближнем Востоке активно развивалась математика, и эти знания были возвращены на родину крестоносцами в 13 в. Упадок Византийской Империи с 1204 г. и ее последующее падение в 1453 г. повлекло за собой активную имиграцию греческих ученых в Италию и дальше. Эти ученые принесли с собой труды и знания классической греческой цивилизации, утерянные на века для Западного мира.
Социальное и политическое устройство Италии
Политическая карта Итальянского полуострова к 1494 г. : некоторые исследователи считают, что уникальное политическое устройство Италии в конце Средневековья создало необычный социальный климат, позволивший расцвести редкому культурному направлению. Италия не являлась цельной в начале периода современности. Она была разделена на множество территорий: королевство Нейплз контролировалло юг, Республика Флоренция и территории Папы Римского – центр, Генуя – север и запад, а Венеция – восток. В 15 в. Италия была одной из самых урбанизированных стран Европы. Во многих ее городах сохранились развалины древних римских зданий. Похоже, что классичекое направление Ренессанса было связано с его истоками в сердце Римской Империи. В этот период Италия была известна своими торговыми республиками, включая Республику Флоренция и Республику Венеция. Хотя на самом деле их устройство мало напоминало современную демократию, относительные политические свободы, существовавшие там, способствовали нововведениям в науке и искусстве. Также итальянские города, такие как Венеция, являвшиеся крупными торговыми центрами, становились перекрестными пунктами для различных интеллектуальных веяний. Купцы привозили новые идеи с самых отдаленых уголков света, особенно со Средиземноморья. Венеция была воротами для торговли с Востоком и производителем тонкого стекла, тогда как Флоренция была столицей шелка и украшений. Богатство Италии, принесенное такой торговлей, означало, что возникло больше возможностей для поддержания крупных общественных и частных проектов искусства, а у отдельных ученых появилось больше времени для исследований.
Черная Смерть
Существует другая теория, согласно которой последствия Черной Смерти – эпидемии чумы - во Флоренции (затронувшей также всю Европу) привели к смене мировоззрения в Италии в 14 в. Италия была поражена чумой особенно сильно, и предполагают, что близость смерти заставило мыслителей того времени больше думать о мирской жизни вместо духовности и жизни после смерти. Также указывают на то, что эпидемия повлекла за собой новую волну набожных настроений и покровительства религиозного искусства. Тем не менее, это не объясняет полностью, почему Ренессанс зародился именно в Италии в 14 в. Черная Смерть явилась пандемией, оказавшей тот же эффект, что и на Италию, на всю остальную Европу. Скорее всего наступление Эпохи Возрождения в Италии стало результатом сложного сплетения вышеупомянутых факторов.
Культура Флоренции
Лоренцо де Медичи – правитель Флоренции и покровитель искусств. Долгое время предметом дебатов являлось, почему Ренессанс возник именно во Флоренции, а не где-нибудь еще в Италии. Ученые отмечают некоторые особенности культурной жизни, которые могли стать причиной возникновения такого направления. Много упоминаний ведется о роли семейства Медичи в поддержании и покровительстве искусств. Лоренцо де Медичи отводил огромные суммы денег на спонсирование ведущих деятелей искусства, таких как Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли и Микеланджело Буонарроти. Тем не менее, к появлению семейства Медичи Эпоха Возрождения уже началась, на самом деле до того, как Медичи сам достиг гегемонии в обществе Флоренции. Некоторые историки говорят о случайном зарождении Ренессанса во Флоренции, что связано с тем, что «великие» этой эпохи случайно родились там. Родиной да Винчи, Ботичели и Микеланджело была Таскания. Заявляя, что такое стечение обстоятельств было бы неправдоподобным, другие историки утверждают, что эти «Великие» смогли прославиться только благодаря ведущим тенденциям и условиям культурной жизни того времени.
Характеристика Эпохи Возрождения
Гуманизм Эпохи Возрождения
Сам по себе гуманизм не был философским направлением, но скорее методом изучения. В противовес средневековому схоластическому методу, пытавшемуся устранить противоречия между разными авторами, гуманисты изучали древние тексты в оригинале и оценивали их через собственные рассуждения наряду с эмпирическими наблюдениями. Гуманистическое образование основывалось на изучении поэзии, грамматики, этики и риторики. Кроме того, гуманистами отстаивалась теория о «человеческом гении...уникальных и удивительных способностях человеческого ума». Ученые-гуманисты формировали интеллектуальный фон раннего периода современности. Политические философы, такие как Николо Макиавелли и Томас Мор возродили идеи греческих и римских мыслителей и применяли их в критике правительства того времени. Богословы, в особенности Эрасмус и Мартин Лютер, бросали вызов статусу кво Аристотеля, представляя радикально новые идеи об оправдании и вере.