Смекни!
smekni.com

Речевые приемы доказательства в монологической речи (стр. 3 из 3)

12.Каламбур-это игра словами, прием. при котором многозначное слово воспринимается одновременно в прямом и переносном значении: «Весна хоть кого с ума сведет: лед- и тот тронулся» (Э.Кроткий).

Словесная игра, основанная на столкновении в тексте различных значений многозначных слов, может придать речи форму парадокса, т.е. высказывания, смысл которого расходится с общепринятым, противоречит логике (иногда только внешне). Например: «Единица-вздор, единица-ноль!» (В.Маяковский)

Публичное выступление должно быть хорошо организовано в звуковом отношении. Чтобы речь звучала убедительно, оратор должен говорить выразительно и иметь хорошую дикцию. Дикция определяется как степень отчетливого произношения слов и слогов в речи. человек с плохой дикцией заставляет слушателей пропускать мимо ушей часть воспринимаемой информации, либо переспрашивать много раз. Поэтому, чтобы сделать речь убедительной, доказательной необходима выработка голоса и постановка правильной дикции.

Звучность- это качество речи, которое связано с выразительностью, с фразовым (логическим) ударением.

Четкость в произношении во многом зависит и от его темпа, т.е. от скорости речи. Эта скорость может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. Чаще всего выступающие на публике люди склонны убыстрять темп. Это случается от робости, от излишнего волнения, от невнимания к слушателям (лишь бы поскорее закончить выступление, «отделаться»). Другая крайность- вялость речи, которая обычно свойственна медлительным, замкнутым людям. Они долго раскачиваются. чтобы продолжить мысль. найти нужные слова. Слушающие при этом не только теряют нить рассуждений, внимание к содержанию речи, но и терпение. В результате возникает апатия к происходящему вокруг.

В темп речи входит также длительность звучания. Растягивание какого-либо слова, даже в незначительной степени, по сравнению с другими словами в предложении, придает этому слову большую значимость, может способствовать выражению определенных чувств, связанных в содержанием высказывания. Мастера слова, тонко чувствующие язык, наиболее важные в тексте слова читают в несколько замедленном темпе, менее важные в смысловом отношении- в несколько убыстренном.

Наконец к темпу речи относится пауза. Она дает время сообразить, о чем вести разговор дальше. Пауза позволяет слушателям «переварить» какую-либо мысль, высказанную до этого. Небольшая выдержка перед выводом, обобщением, кульминацией высказывания подчеркивает важность дальнейшего сообщения. Паузы определяют ритм речи.

Кроме звучности и темпа речи характер дикции, культуру произношения определяет высота голоса. Речь на одной и той же высоте создает впечатление монотонности. Чтобы избежать этого, надо пользоваться при выступлении разной высотой голоса, разными тонами, по возможности пользоваться различными мелодическими рисунками. Следует помнить, что слишком высокий тон возникает при возбуждении, нервозности, в запале спора. Чтобы избежать повышенного тона, неустойчивости голоса, нужно стараться не очень волноваться при выступлениях, не давать воли эмоциям.

Слишком низкий тон объясняется обычно отсутствием у говорящего воодушевления, увлеченностью предметом или робостью, застенчивостью. Последние слова любой фразы часто нуждаются в интонационном подчеркивании. Чрезмерное снижение тона на них - недостаток выступающего, показывающий его равнодушие к высказанной мысли.

Тембр. Качество произношения определяется также тембром, окраской голоса. Трудно, а то и невозможно изменить окраску голоса, но постараться улучшить ее можно.

Наиболее часто встречающимися недостатками тембра могут быть одышка, хрипота, резкость, гнусавость. Нужно уметь пользоваться оттенками своего голоса, потому что его окраска помогает варьировать выражаемые мысли и чувства.

Выразительность речи. Именно выразительность речи способствует лучшему восприятию и пониманию услышанного.

Доказательность монологической речи обеспечивается, в том числе, (и даже в первую очередь) информационно. Информационное обеспечение выступления включает не только словесную информацию, но и цифровой, графический материал, формулы, иллюстрации и т. п. В тексте не должно быть много цифрового материала. т. к. большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное.

Графический материал должен быть аккуратно выполненным. наглядным и не слишком объемным.

При использовании цитат, необходимо определить их назначение. Цитату необходимо проверить, т. е. сверить ее с оригиналом, не полагаясь на память. Неверно процитированная фраза может испортить впечатление от вашего выступления и навредит вашей репутации. Смысл цитат должен быть самостоятелен и устойчив, вместе с тем они не должны быть громоздкими.

Подготавливаясь к публичному выступлению необходимо составить риторический эскиз.

В начале эскиза нужно определить общую и конкретную цель выступления. Это необходимо в первую очередь не для слушающих, а для самого выступающего. Общая цель определиться, если вы подумаете какого рода речевое действие вы собираетесь осуществить- информировать слушателя, убедить его в чем - то, активизировать его, стимулировать, развлечь аудиторию. Конечно, все эти действия присутствуют практически в любой речи, но в разной мере, какая- то из этих целей обязательно доминирует.

Конкретная цель речи является, как следует из термина, конкретизацией общей цели. Например, если цель состоит в активизации слушателей, оратор должен представить себе, каких именно действий он ждет от них в результате своего выступления.

Итак, сформулируйте и запишите себе общую и конкретную цель речи. Составление риторического эскиза поможет вам освоить риторически профессиональный подход к выступлению. к публичной речи, а также даст возможность построить свою речь логически последовательно, сделать ее четкой, хорошо воспринимаемой аудиторией, т.е. риторически грамотной.

Рекомендуется в риторическом эскизе к публичной речи полностью писать введение, заключение и переходы между частями. Остальное может быть только намечено.

Выступление на собрании, совещании, митингах, в средствах массовой информации- разновидность ораторской прозы. Задача выступающего, как правило. состоит не только в изложении некоторого объема информации, но и в отстаивании своей точки зрения, убеждении в своей правоте и т. п. Искусство красноречия - это «некое умение увлечь души словами» (Сократ). Подлинную силу имеет лишь слово, насыщенное смыслом, открывающее внутреннюю структуру бытия; именно для этого дано было оно человеку, и с его помощью человек осуществляет свое предназначение - проникает в тайны мироздания, схватывая его устройство сетью слов - понятий, обозначая элементы мира и отношения между ними словами-знаками.

Литература

1. Н.В.Ермакова. Русский язык и культура речи. Томск 2001г.

2. А. К. Михальская, Основы риторики. Мысль и слово. М., «Просвещение» 1996г

3. Г.Я.Солганик От слова к тексту. М. «Просвещение», 2993г.

4. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Секреты хорошей речи М., «Международные отношения» 1993г

5. В.В. Соколова Культура речи и культура общения. М., «Просвещение» 1995г.

6. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики. правила хорошей речи. М., Айрис Рольф 1996г

7. Диалогическая речь. Монологическая речь // лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.