Учение о речевой культуре не может обойти вопрос об эстетическом восприятии речи. Он важен и для теории, и, еще больше, для практики. Чтобы наш социалистический идеал выступил «во всем его величии и во всей его прелести» (Ленин), образ героя должен отличаться жизненностью и убедительностью. Только на высоком уровне художественности произведения будят мысль и тревожат души.
Уроки писателей-классиков, требовавших от себя и других самого строгого критического отношения к слову, его эстетическим свойствам и возможностям, не утратили своего значения и сегодня. Однако много еще книг, похожих одна на другую. «Язык в таких книгах,— как отметил Г. Марков,— сугубо правильный, но бесцветный, без солей, витаминов и, не побоюсь сказать, без микробов, то есть без признаков живой материи». Для улучшения качества художественной литературы пристальное внимание писателей и критиков должно быть направлено и на речевую культуру художественной речи, в особенности на ее эстетические свойства.
Список рекомендуемой литературы
1.Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986.
2. Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца XX века (1985-1995). М., 1996.
3. Диалогическая речь. Монологическая речь // лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
4. 4.Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989.
5. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996.
6. Муратов С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.
7. Отт У.М. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.