Свободное население Рима, его полноправные граждане — populusromanus — делились на три трибы(по принадлежности к тому или иному племени): латинскую, сабинскую и этрусскую. Триба (лат. tribuo“делю”) включала в себя 10 курий, а курия — 10 родов. Во главе стоял царь, избираемый на собрании пожизненно. После его смерти и до избрания нового другое правящее объединение — сенат (лат. senex“совет старейшин”), состоявший из 300 патрициев, назначал каждые 5 дней временного правителя. Сенат утверждал решения комиций (собрания курий), собиравшихся по приказу царя. Царь был правителем, верховным жрецом, судьей и военачальником. Для вершения особо сложных судебных дел он назначал при необходимости помощников — квесторов (лат. quaestor“изыскатель”). Эта должность впоследствии стала иметь отношение к финансовой деятельности государства.
Главным направлением деятельности Рима была организация военного дела, поэтому именно этой области коснулась одна из первых реформ римского мира раннего периода. Сервий Туллий разделил все римское свободное население, патрициев и плебеев по имущественному признаку на 6 разрядов в зависимости от количества обрабатываемой земли. Когда в IV веке до н. э. в Риме появились первые монеты (название связано с именем римской богини Юноны Монеты, при храме которой начали чеканить деньги), разряды стали измеряться в денежном выражении. Пропорционально имущественному положению определялись и обязанности каждого: чем богаче был человек, тем больше средств он должен был вкладывать в общественные нужды. Но главная цель реформ Туллия — преобразование военных формирований, поскольку вся организация римского общества была связана с военной структурой.
Он разбил общество на центурии (лат. centum“сто”) — единицы имущественно-возрастной классификации граждан, на основе которой комплектовалось войско [275]. По центуриям проводились и комиций.
I разряд должен был выставить 80 центурий вооруженной пехоты и 18 центурий конницы, остальные разряды все вместе — 95 центурий легкой пехоты и других воинов. Всего в Риме времен Туллия насчитывались 193 центурии, которые на своих собраниях решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц и принимали законы. Как видно из состава центурий и их количества, реальная власть оставалась в руках наиболее богатой части населения [160, с. 184]. Это обусловило последующую борьбу плебеев с патрициями за влияние в обществе, которая разгорится в период республики.
Нельзя обойти стороной особенности организации римского общества, поскольку его культуру невозможно понять, не рассматривая основ римской государственности. Общество выработало систему ценностей, характерную для Рима, которая легла в основание последующего развития римской культуры и повлияла на культуру Западной Европы. В этой системе ценностей нужно отметить воспитание мужества, стойкости, верности долгу, особого поведения, предписывавшего не терять настойчивости, непреклонности и достоинства ни при каких обстоятельствах. Римлянин с детства был приучен беспрекословно подчиняться сначала власти patersfamilias, а затем воинской и гражданской власти. Поэтому в Риме сильна была роль авторитета, впоследствии перешедшая в поклонение ему, и значима правовая сторона отношений между людьми: каждый должен был понимать свою меру власти и меру власти над собой других. Кроме того, борьба между главами богатых родов и плебеями вырабатывала особую систему отношений в обществе, при которой имущественное положение определяло все остальное.
В 510 году до н. э. был изгнан последний, седьмой царь Рима Тарквиний Гордый, который пришел к власти, убив Сервия Туллия. Но, несмотря на то, что царь жестоко обращался с народом и патрициями, избавление от него не сулило ничего хорошего плебеям. Они видели в монархе основу общества и защиту от притеснений со стороны патрициев: реформы Сервия Туллия сделали плебеев полноправными, они получили возможность через центуриальные комиций выражать свои желания и интересы. Лишь патрициям, владевшим обширными землями, мешали цари, пытавшиеся упорядочить жизнь общества, После свержения монархии к власти пришли консулы, которые избирались исключительно из патрициев. Им принадлежала вся полнота высшей власти — imperium, но она ограничивалась сроком и тем, что выбирался не один консул, а два. Они избирались на год и правили по месяцам. Выборы осуществлялись центуриальными комициями. По-прежнему существовал сенат, и его роль усилилась. При царях это был всего лишь совещательный орган, в который входили представители аристократических фамилий, главы родов, заседающие в сенате пожизненно. При консулах, в период республики сенат постепенно присвоил себе контроль над решениями народного собрания и действиями консулов, которые сенат мог утвердить или отвергнуть.
Развитие римской культуры периода республики шло путем создания той формы государственности, что легла в основу цивилизации и сохранила свое значение до сих пор. Вслед за римской традицией мы будем в дальнейшем именовать должности в ней магистратом(лат. magistrates“должностное лицо, начальник”). Так, консулы — это два высших магистрата. Первоначально в помощь консулам избирались два квестора, управлявшие казной и участвовавшие в судебных разбирательствах, затем их число увеличилось (при Сулле — 20, при Цезаре — 40). С V века до н. э. квесторы стали представлять собой самостоятельный магистрат, во время военных походов они управляли казной войска. Кроме квесторов, существовали цензоры, проводившие ревизию имущества (ценза) граждан, в их обязанности входил надзор за возведением построек, отдача сбора налогов на откуп. Цензор следил за тем, как каждый гражданин выполняет свои обязанности по отношению к государству, что впоследствии привело к надзору за нравственностью и слежке за каждым римлянином под лозунгом защиты “старых добрых нравов”. Приговор цензора не мог быть обжалован, цензор же мог по своему усмотрению составлять списки сенаторов, исключая из него тех, кого считал недостойным. Впоследствии появилась должность военного трибуна с консульской властью, которую мог занимать и плебей.
Для организации управления обществом в экстремальных условиях избирался магистрат, наделенный чрезвычайными полномочиями, или назначалось должностное лицо со всей полнотой единоличной власти сроком на 6 месяцев — диктатор. К диктатуре прибегали лишь в периоды опасности для Рима.
Республика вела множество войн, которые почти не прекращались. Возникла необходимость организовывать управление завоеванными территориями. Рим основал для этого муниципии — города с самоуправлением. Там избирались собственные правители — дуумвиры, исполнявшие судопроизводство, а также аналогичный римскому сенату декурион. Население муниципий не участвовало в решении дел Рима и не получало римских должностей. Некоторые поселения имели ограниченное римское гражданство — без права голосования в народных собраниях и самоуправления. Для управления делами в такие города присылался из Рима префект.
Завоевания Рима создавали не только новые территории, но и новые проблемы. Римский плебс требовал участия в разделе завоеванных земель и расширения прав. Долгая борьба разрешилась победой плебеев после того, как они покинули Рим во время войны с эквами в 494 году до н. э. и ушли на Священную гору. Военная угроза вынудила патрициев к уступкам, после чего римские плебеи получили право на своих собраниях — плебисцитах — избирать 2—4,а позднее 10 народных трибунов. Долгое время они не были должностными лицами, а лишь выражали интересы плебса, останавливали то или иное решение магистратов или сената и пользовались правом неприкосновенности. Решения, которые принимали трибуны, были обязательны лишь для плебса. Долговременная борьба римского плебса за свои права закончилась тем, что с 367 года до н. э. один консул мог быть плебеем, а в 332 году до н.э. один из плебеев стал даже цензором.
Постоянная борьба плебеев за расширение своих прав привела к созданию правовых норм Рима. Коллегия из 10 должностных лиц — децемвиров (лат. decemviri“десять мужей”) составила знаменитые “Законы XII таблиц” (451 г. до н. э.); они были записаны на медных пластинах и выставлены на главной площади Рима — Форуме. В них еще не разделялись гражданское, уголовное и процессуальное права, но уже были положены основания для них. Подробно рассматривались права наследования: лишение сына наследства должно было утверждаться на народном собрании; после троекратной продажи отцом сына в рабство сын получал право независимости от отца; родители должны были обеспечить будущее своих детей и дать приданое дочерям и др. Жестоко карались кражи и любые покушения на собственность, причем наказания для свободного и раба были различны. Множество законов было связано с долговым правом, согласно которому кредитор мог распоряжаться не только имуществом и свободой должника, но и его жизнью. Справедливость по отношению к должникам была представлена правилами, на основании которых патрон, обманувший своего клиента, предавался проклятию. Запрещалось передавать землю в собственность храмам, “что препятствовало образованию в Риме экономически, а значит, и политически сильного жречества” [101, с. 393]. Специально оговаривалось равенство каждого перед законом, и это было особенностью римских законов по отношению ко всем законам, создававшимся ранее, например, Ашшурбанипалом или Хаммурапи. Таким образом, культура Рима в период республики преуспела в создании государственного аппарата и права, которым нет аналогов ни в одной ранней культуре.