Смекни!
smekni.com

Рим царей — истоки и основания грядущего величия (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. ДРАГОМАНОВА

РЕФЕРАТ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

НА ТЕМУ:Рим царей — истоки и основания грядущего величия. Римская республика — гражданское общество

Выполнила студентка 33 группы

Романенко Наталия

Киев 2009


Рим царей — истоки и основания грядущего величия

Явление на мировую арену Рима — государства и города — связано с множеством легенд и мифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего изложен в произведении “Энеида” римского поэта Публия Марона Вергилия (70—12 до н. э.). В нем говорится, что грек Эней, сын богини Афродиты и прекрасного пастуха Анхиса, участвовал в Троянской войне на стороне Трои, затем по совету своей божественной матери покинул горящий город и, повинуясь предсказанию оракула, отправился морем в Италию.

После долгих странствий и разных злоключений он высадился на западном берегу близ города Кумы, встретил Лавинию, дочь царя латинов, просватанную за вождя племени ритулов Турна. В жестоком поединке Эней победил Турна, вступил в брак с Лавинией и основал новый город. Но здесь есть несоответствие: между датой падения Трои (1184 до н. э.) и основанием Рима (754 до н. э.) слишком большой промежуток времени, поэтому другая система мифов связывает появление Рима уже не с Энеем, а с его потомками.

Эти мифы рассказывают о том, что два брата-близнеца Ромул и Рем (по одним версиям — дети рабыни и духа домашнего очага Лара, по другим — дети весталки Реи Сильвии, дочери царя Нумитора, и Марса, по третьим — внуки или дети Энея, прибывшего из Греции после Троянской войны) были брошены по приказу царя Амулия, брата Нумитора, в Тибр. Их вынесло течением на берег под деревом, посвященном богине вскармливания новорожденных, — Румине. Пришедшая к реке утолить жажду волчица увидела близнецов, унесла к себе в логово и выкормила их. Найденные пастухом и выращенные в его семье, они, повзрослев, узнали о своем происхождении. С помощью отряда воинов и присоединившегося к ним местного населения Ромул сверг и убил Амулия, после чего братья решили основать новый город на том месте, куда их принесла река. По обычаю, чтобы начать новое дело, нужно было гадать по полету птиц, и в этом гадании Ромулу явились двенадцать птиц, которые предвещали двенадцать веков существованию города, а Рему — лишь шесть. Из зависти Рем стал зло насмехаться над братом, они поссорились, и в драке Ромул убил Рема. Он стал первым царем города и основал весь его уклад: сенат, деление людей на патрициев и плебеев, а войска — на легионы. С именем Ромула связывают идею о богоизбранности римского народа, поскольку Ромул состоял в родстве с олимпийскими богами, он был призван править миром.

В этих мифах соответствуют реальности, пожалуй, лишь факты связи римской культуры с греческой. Действительно, уже в VIII веке до н. э. на юге Апеннинского полуострова имелись греческие поселения: Тарент, Гераклея и другие; в 508 году до н. э. Рим заключил договор с Карфагеном, а созданию знаменитых законов XII таблиц в середине V века до н. э. предшествовало изучение законодательства в Греции; пользовались римляне и предсказаниями дельфийского оракула [101, с. 387, 388]. Кроме греков, на Апеннинском полуострове жили и финикийцы, которые уже во II—I веках до н. э. занимались морской торговлей, производством стекла, обработкой металлов, строительством кораблей.


Наиболее загадочным народом, населявшим эти места, были этруски, происхождение, язык и обычаи которых до сих пор мало изучены. Их поселения напоминали не родовые поселки, а города, прямоугольные в плане и поделенные двумя мощеными улицами, пересекающимися под прямым углом (одна — с севера на юг, а другая — с востока на запад), образующими четыре городских квартала.

Так выглядели впоследствии и Рим, и другие города Рима-государства. Возглавляли города этрусков цари, и все символы и эмблемы: “...пучки розог с воткнутыми в них топориками — фасции, складное, выложенное слоновой костью курульное кресло, а также институт 12 ликторов, шествовавших перед главой государства,— все это мы найдем позже в Риме” [160, с. 178].

Мировоззрение и религия римлян уходят своими корнями во многие верования и религиозные представления этрусков. Именно у этрусков встречаются боги, которые удивительно похожи по своим функциям и даже именам на более поздних римских богов: например, Мнерва (Минерва), Марис (Марс), Сатре (Сатурн), а также добрые демоны домашнего очага и угодий Пенаты и Лары. От этрусков сохранилось множество гаданий, в том числе гадания по полету птиц, внутренностям животных, поэтому Этрурию называют матерью и родительницей суеверий.

Значительный вклад в римскую культуру внесли и завоеванные римлянами племена италиков, стоявшие на более низких ступенях развития, которые пришли на Апеннинский полуостров с севера и затем разделились на латинян, умбров, сабинян и других. Они строили дома на сваях, знали различные способы земледельческих работ. Римская культура, впитав в себя множество влияний, в которых сошлись Восток и Запад, Север и Юг, ассимилировала их и создала новое качество, которое дало миру образцы государственности, искусств, философских знаний, особого самосознания и прочих ценностей.

С самого зарождения Рим вел бесконечные войны, расширяя свои территории и отражая удары соседних воинственных народов, усмиряя внутренние распри и восстания рабов, создавая мировую империю. Вергилий в пору расцвета Рима при императоре Августе (63 до н. э.—14 н.э.) так определил то главное, что стало на долгие века сущностью Рима:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!

[295. с. 362]

Историки, археологи, этнографы полагают, что древнейшее поселение на месте Рима возникло раньше легендарной даты — приблизительно в IX— VIII веке до н. э. Этрусские завоеватели объединили общины земледельцев, селившихся на семи холмах вокруг центрального поселения на холме под названием Палатин. Они образовали город-государство, управлявшееся царями, из них Сервий Туллий, Тарквиний — вполне реальные исторические лица. Хотя среди поселенцев были, кроме этрусков, латины и сабины, их объединяли общие культы Юпитера, Ларов — хранителей земли и дома.

Мир древних племен Рима включал в себя множество божеств земледельческого и скотоводческого характера. Это были боги посевов, всходов, цветения, созревания. Особо выделялся бог войны Марс, в жертву которому приносили коня. Целая когорта божеств участвовала во всем цикле земледельческих работ: “...три божества Вервактор, Редаратор и Обаратор — оказывали людям помощь при вспашке целины. При унавоживании поля молились и приносили жертвы Стрекулинию, при севе — Сатурну и Семене; когда покажутся первые ростки, земледельцы обращались к богине Сее, а когда хлеба взойдут — к богине Сегетии. От сорняков защищал посевы Рунсинатор... Созревание колосьев считалось делом бога Лактурна, а цветение — богини Флоры, жатвой ведал бог Мессис” [160, с. 185].

Разные боги охраняли жилище и семью римлянина: богиня домашнего очага — Веста, бог двери — Янус, имевший два лица, божества земельных угодий — Лары и самого дома — Пенаты. У каждого человека был личный дух-покровитель — гений. Если Пенаты — духи, приносящие лишь добро, то гений мог быть добрым или злым, печальным или веселым, мог выступать и как “гений чистой красоты” (в таком смысле и употребил это выражение Пушкин).


Но римляне, в отличие от греков, считали, что их успехи в земледелии, ратном деле и во многом другом зависят только от их собственной деятельности, от богов требовались лишь благосклонность и защита. Это обусловило представления о роли личной инициативы, с одной стороны, и потребительское отношение к богам — с другой. “Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его,мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем свое особое расположение к римскому народу” [156, т. 1, с. 9].

Основой общества был род. и главы родов (родовая аристократия, или патриции), объединившие вокруг себя всех, кто участвовал в ведении хозяйства, вплоть до рабов, постепенно начали играть заметную роль в управлении городом-государством. Глава семьи — paterfamilias— обладал неограниченной властью над жизнью и смертью каждого члена семьи. (Римское понятие familiaвключало в себя не только прямых родственников, чад и домочадцев, но и рабов, землю и имущество рода). Такие семьи отличались дисциплиной и организованностью. Патрициям противостояли плебеи(лат. plebeii“простолюдины”), занимавшиеся ремеслом и торговлей. Они не обладали земельной собственностью и потому не допускались к управлению городом. Кроме них, с ранних времен в Риме существовали клиенты(лат. cliens“послушный”). Клиентами могли быть чужие роду люди либо младшие сородичи, которые подчинялись главам родов или большой семьи. Они могли получить от них землю в надел, за что платили им сельскохозяйственными продуктами и несли военную службу. В свою очередь патрон поддерживал своих клиентов, защищал их в суде и выручал в трудных ситуациях.