Смекни!
smekni.com

Роль и значение вагантов в культуре Средних веков (стр. 3 из 6)

«Не хотел я с юных дней

маяться в заботе-

для спасения души,

позабыв о плоти».[10]

В данном тексте герой раскрывает свои представления о смысле жизни, считая, что он настолько посвятил себя Богу, что забыл о мирской жизни. Наоборот, его жизнь дарована Богом, а значит, угодна ему, и вряд ли Бог захочет, чтобы школяр влачил её в посте и молитве. Жизнь нужно прожить весело, самой жизнью нужно угодить Богу. А отказ земных радостей на словах, но тайное следование страстям на деле- то есть, то, как делают это священники, ему вряд ли понравится. Жизнь вагантов - веселье и пьянка, они этого не скрывают. В произведении, дошедшем до нас «Орден вагантов», собраны почти все характеристики, которые приписывают себе ваганты.

Прежде всего, это человек, который помимо любви к бродяжничеству, должен быть чист душой и сердцем:

« Признаёшь ли ты Христа-

это нам не важно,

лишь была б душа чиста,

сердце не продажно.

Не иметь склонности к стяжанию и богатству:

кто для ближнего готов

снять с себя рубаху…»[11]

Сославшись на стихотворение, можно идентифицировать ваганта так: бедный студент, у которого нет ничего за душой, но который рад разделить последнее с нуждающимся человеком. Клирики-студенты в благородстве превосходят всех и даже рыцарей, которые стремятся к этому при помощи оружия или образованности.

И если рассматривать песни вагантов, то они легкие и веселые, а уж если ваганты обрушиваются на кого-нибудь с обвинениями: например на служителей церкви, то призывают все кары небесные на их головы. Стихи вагантов - это отражение их души, их мировоззрения, их жизни. Ваганты пели так, как жили, и наоборот. Ваганты постоянно представляют себя служителями Божественной музы, и посвящают свой божественный дар не только на хвалебные песни, но и обличают пороки общества. Они ветряные поэты, создающие свои произведения во славу Господа, но также любящие земную жизнь и воспевающие её. Им и их поэзии близки образы богов как христианского, так и языческих, а также образы ангелов и примеры из обыденной жизни. В поэзии вагантов всё колеблется от самого возвышенного стиля до едкой сатиры, при чём в первом случае речь может идти о каком-нибудь будничном событии, а во втором о встрече с ангелами. Нельзя сказать, что их поэзия-поэзия крайностей, но она так же разнопланова, как и их жизнь. [12]

Так как ваганты оторваны от общества, то их бродячая жизнь-это тоже своеобразные проявления отношения к внешнему миру, но вместе с тем, весь мир принадлежит им. Ощущая безграничную свободу, клирики раз за разом доказывают, что они идут со всей открытой душой к миру и могут посмеяться вместе с ним, а то и над ним, но не всегда мир также открыт и дружелюбен по отношению к ним, так как ваганты известны проявлением бунтарства.

Ваганты называют этот мир взбесившимся и во всех красках расписывают его в своём стихотворении:

«Блуд и пьянство

в христианство

золотой привес телец.

Мир разврата

без возврата

в Тартар рухнет, наконец».[13]

Ваганты подробно и со всей душой перечисляют грехи, в которых обвиняют этот мир, не замечая при этом, что большинство из них списали с себя, и тем самым обвиняют и себя тоже. Ваганты говорят обо всём мире, но не выделяют себя. Подтверждают это говоря:

«Надо всеми

в наше время

меч возмездья занесен».[14]

А.Я.Гуревич также отмечает, что ваганты тоже входят в число грешников, но они это поняли и идут к исправлению «своим» путём. А вот весь остальной, так обидевший их мир может катиться ко всем чертям, т.е. в Тартар. В этом стихотворении проявляется странное смешение в сознании беглых студентов и образов и символов различных религий. Грехи присущи христианскому миру, но вот наказание за это последует в языческом Тартаре. Возможно, они употребляли это название, чтобы приукрасить свою речь, но с другой стороны; неужели не был бы понятнее образ христианского ада? Ведь дальше они отсылают грешников всё - таки в геенну. Ясно только одно, что этот внешний мир настолько им был ненавистен, что ваганты были весьма изощрёнными в придумывании кары, они были свято уверены в том, что над этим миром уже висит приговор[15]:

«Мир греховный!

Суд верховный

грозный вынес приговор».[16]

Судный день, последний день, он всегда присутствует в сознании средневекового религиозного человека, в том числе и в сознании ваганта:

«О, пробудим

совесть спящую свою!

Коль пробудим,

так пребудем

не в геенне, а в раю»[17]!

Ваганты считали возможным спасение путём обращения к своей совести и покаяния. Из стихотворения может сделать вывод, мир порочен и уже приговорен. Этот мир ненавистен вагантам, и в отличие от него они знают и не забывают, как можно спасти свою душу.

В стихотворении «Взбесившийся мир» речь шла о том, что сами ваганты обвиняли мир в греховности и предлагали ему путь к спасению. Ваганты создают ещё одно стихотворение, говорящее о том же, но с несколько другой точки зрения - со стороны прямого обвинения Господа Бога. Клирики замахнулись на право утверждать, что же именно он говорит и каково его недовольство этим миром. Хотя, если вдуматься, то и здесь ваганты не были первыми, а первой была Католическая Церковь. Ваганты лишь продолжили путь. Начатый церковью, и несколько расширили набор используемых обвинений и фраз, предлагаемых согласно канону Библии. При чем расширили с известной долей сарказма и остроумия:

«Ах, из-за вас, из - за вас, проповедники,

вздулись у многих бедняжек передники!

Ради притворства сутаны надев,

Скольких же вы перепортили дев»[18]!

Речь идет о стихотворении «Апокалипсис Голиарда». Здесь вновь вагантами описываются грехи мира, но на этот раз главными персонажами примеров греховности выступают священнослужители. Их ваганты обвиняют в том, что мир погряз в грехе и разврате.

Здесь следует обратить внимание на роль церкви: Клюнийская реформа[19], которая заставила Церковь быть более организованной: усилить роли папства, ввести новые уставы, ввести обязанности трёх обетов (бедности, безбрачия, послушания) для духовенства. Роль церкви стала возрастать, и ваганты продолжают обвиняют священнослужителей во всем подряд, видя их не только своими врагами, но и губителями всего мира.

Ваганты твердят, что не важно человек храбрый или нет, но чтобы поставить себя вне системы средневекового общества и впрямую противопоставлять себя церкви, нужно уже обладать определённым запасом смелости, что редкость для средневекового общества в целом. Но свобода - это не только социальное состояние, но и духовное, вагант свободен в душе для самостоятельного общения с Богом и вольного творчества, а свободная душа господу угодна.

Неотъемлемой частью культуры вагантов являются взаимоотношения с врагами. Врагов у вагантов было двое: духовенство и рыцарство. Вагант - это социальная группа, не имеющая своего места в данной структуре общества и мечтающая занять самое высокое из возможных, объявляет своими врагами два самых мощных и сильных сословия.

Отношение с рыцарями у вагантов выглядят скорее как соревнования, чем борьба, но на самом деле под этим «любовным соревнованием» скрываются многочисленные и острые противоречия вагантов и рыцарей как социальных групп. Рыцари находятся у вершины социальной лестницы, они знатны и благородны, они имеют власть и богаты. Они фактически правят миром. Интеллектуалы претендуют на верховенство, своё положение они заработали своим трудом, а не знатностью, одни уже на верху, а другие туда стремятся - это не может не вызвать противоречий. Но сказать об этом прямо довольно рискованно. Ваганты используют уже знакомый и любимый приём – сатиру.

Поводом для спора с сословием становилась и любовь. Поэтому соперничество в этой области становится нешуточным. В процессе спора ваганты от лица одной из девушек раскрывают в своём стихотворении все самые неприглядные стороны воинов»:[20]

«Распроклятая война

хуже всякой муки:

разорения и смерть,

годы злой разлуки»[21].

Рыцари- враги вагантов по нескольким причинам: во - первых, они не милосердны, не щедры, во – вторых они занимаются войной, что ведет к бедствиям для населения, в – третьих, их профессия сама по себе смертный грех, ну, и на конец, они их соперники в борьбе за прекрасных дам. Самое интересное это то, что ваганты сами себя считают победителями. Это понятно не вызывает сомнения, так же и то, что судьёй будет Амур, ведь ваганты зачастую прибегали к «помощи» греческих богов - использовали их образы в своей поэзии:

«По законам естества

надо жить на свете,

плоть и дух не изнурять,

сидя на диете[22]».

Ситуация с духовенством намного сложнее, потому, что ваганты сами являются клириками:

«Эти вертопрахи-

Недоучки, болтуны,

Беглые монахи»?[23]

По данному стихотворению, очевидно, что ваганты считают своими врагами священнослужителей. Известны даже случаи борьбы внутри церкви: это борьба между разными социальными слоями, (борьба за существование) и борьба идей, между вагантами и официальной церковью.

Духовенство провинилось перед вагантами за отсутствие милосердия:

« К милосердию аббат

паству призывает,

А его бездомный брат

зябнет, изнывает».[24]

Церковь не выполняет того, к чему сама призывает и для чего существует - она не помогает людям, а вместо этого:

«От аббата до прелата

духовенство алчет злата,

под прикрытием сутан

обирая христиан».[25]

Церковь наживается на людях, она стала золотым идолом. Деньги властвуют не только в отношениях церкви с паствой. Но и в ней самой:

«Всё на свете продаётся,