Смекни!
smekni.com

Роль культуры в социальном воспроизводстве и социальном прогрессе (стр. 3 из 3)

Но это не исключало существования наряду с новыми ценностями установившихся ранее стереотипов, норм и традиций, которые продолжали существовать в новых условиях. Это обстоятельство особо рельефно сказывается, когда возникает необходимость усилить активность личности не только в воспроизводстве существующей техники и технологии, организации производства, но и в их прогрессивных качественных изменениях.

Эта проблема обостряется тогда, когда организация производства рассчитана на тип культуры, на целенаправленное развитие, реальный работник ориентируется на простое воспроизводство, на адаптацию своих имеющихся возможностей к существующему уровню техники и технологии. В этом случае растет противоречие между предметными и личностными составляющими культуры. Часто результаты творчества, трудовой деятельности одних людей, связанных с культурой интенсивного воспроизводства, не отвечают содержанию культуры других, которые должны использовать эту технику, то есть потребителей. Несоответствие между личностными и предметными элементами культуры имеют, как правило, негативные последствия для общества. [3, с.46]

3. Культура и прогресс

С возникновением культуры у людей возникает особенная, «сверхбиологическая» форма сохранения и передачи информации. Это принципиально новый и несравненно более богатый по своим возможностям тип информационного процесса. В культуре информация кодируется внешними по отношению к телу человека структурами. Выражая свои мысли и представления в созданных людьми знаковых системах, индивид объективирует их. Это означает, что они будто отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой становится не один данный индивид, а общественная культура. Социальная информация, отображенная в знаковых системах, имеет внегенетический характер. В отличие от биологической, она не исчезает со смертью индивида. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее подражания — социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что возможно не в мире животных, — историческое накопление и приумножение информации, которая находится в распоряжении человека как родового существа.

По высказыванию Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского, «культура есть устройство, которое производит информацию». Вместе с ним она есть также и устройство, что запоминает эту информацию. Можно сказать, что культура в человеческом обществе — это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее, как известно, включает в себя машинный язык, память, программы, проработку информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру. Она дает обществу языка — знаковые системы, ее необходимым элементом является социальная память, в которой зашифрована информация, сохраненная со времен основания цивилизаций. [4, с.23]

История мировой цивилизации показывает, что прогресс экономических, идеологических, политических, правовых и других процессов общественного развития обеспечивается, как правило, при достаточно высоком уровне культуры соответствующего периода. И это закономерно, ибо культура охватывает все сферы материального и духовного бытия. Она аккумулирует необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся явления в социально-политическом и экономическом развитии общества, что соответствует понятию «закон». Напротив, любое начинание в любой сфере жизнедеятельности сводится на нет, ведет к катастрофическим последствиям при низком культурном уровне общества. [5, с.49]

Человеческая культура прошла долгий путь. Ее первые признаки появились на заре истории – в первобытном обществе. Как же произошел прогресс социальных отношений от первобытнообщинного строя к современности?

Сутью первобытнообщинного строя является коллективное воспроизводство и потребление, коллективная собственность на природные ресурсы и орудия труда.

Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства. Это привело к разложению первобытного общества и зарождению классового общества.

Большую роль в социальном прогрессе играет культурная динамика, которая описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Составляющей культурной динамики являются открытия и изобретения. Открытие – получение новых знаний о мире. Пример – открытие новых островов и континентов, в частности, Америки. Открытие предполагает, что факт, ныне известный, ранее не был известен. Они снабжают человечество новыми знаниями и порождают новые элементы. Первое крупное изобретение человека – превращение палки и камня в средство обороны от диких хищников, затем – превращение оружия в орудие труда; третье крупное изобретение – «приручение огня» Далее технический прогресс пошел резко в гору и изобретения следовали одно за другим. Самыми примечательными были изобретение колеса, плуга, письменности. Специалисты утверждают, что истоки культуры восходят к тому времени, когда наши предки начали иначе относиться к своим умершим. Только человек хоронит своих погибших сородичей.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами посредством культурного заимствования, культурной диффузии (стихийное распространение), независимых открытий.

Независимые изобретения – открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий.

Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи, традиции, ценности и нормы жизни. Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, что принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, даст преимущество перед другими народами; отвечает потребностям данного этноса.

Культурные заимствования могут быть стихийными и неуправляемыми (отсутствует сознательный отбор культурных инноваций); целенаправленными и сознательными.

Вторая стадия заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии: создание проекта заимствования и его критическая проработка; отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов; практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.

Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурный контакт может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным односторонним влиянием.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Культурная диффузия (стихийное, никем не контролируемое заимствование культурных ценностей имеет как позитивные так и негативные аспекты. С одной стороны она позволяет народам больше общаться между собой и больше узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры. Глобализация описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей.

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами общества являются отличительными признаками цивилизованной страны. [6, с.170-171]


Заключение

Таким образом, культура оказывается тесно переплетена с социальным развитием стран и народов. Культурная динамика описывает изменения черт культуры во времени и пространстве. Поскольку культура является носителем информации о степени развития общества, по ее проявлениям делают вывод относительно социального развития данного времени. Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.

Большое влияние на развитие наций в рамках мировой системы играет глобализация. Несмотря на то, что происходит ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей, культурная политика во многих странах сегодня переориентируется на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.


Литература

1. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319с.

2. Ерасов Б.С.Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 591с.

3.Українська та зарубіжна культура. За ред. М.М. Заковича. К.: Т-во "Знання", КОО, 2001. — 550с.

4.Є.А. Подольська, В.Д. Лихвар, К.А. Іванова Культурологія: Навчальний посібник. — Київ: Центр навчальної літератури, 2003. — 288с.

5. Кононенко Б.И. Культурология. М.: Форум – ИНФРА, 1999. – 344с.

6. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический Проект, 2002. – 496с.