Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. У которых прослеживается иерархическая организационная структура ношения атрибутики. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов - сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: "Let's go Spartak Moscow"). Варианты "хулиганского" шарфа содержат оскорбление противника и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: "Смерть врагам!" и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый - с индивидуальным номером - шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф - значит, относиться к элите (группе "Правых"). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.
Футбольные фаны это группы в основном основанные на эмоциях, и именно эмоции являются зачастую результатом всех побоев на стадионах и т.д. Основное отличие западных фанов от российских это то, что если на западе футбольные фанаты, это рабочие уважаемые люди, которые просто берут футбол за хобби, а посещение стадиона и матчей за адреналин, то в России же суть того, что ты такой крутой, ты футбольный фанат, состоит в том чтобы опять же устроить побои на стадионе, разбои в городе и так далее. Опять же, как было замечено выше, все люди разные, но судят по большинству, которое как ни печально ничего хорошего собой не представляет.
Так вот, далее возьмем экологистов. Опять же как было упомянуто выше, многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так далее), дух протеста, вегетарианства. В целом экологическое сознание российской молодежи не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе, но все, разумеется, впереди. Просто, как оно может быть развито, если все сами понимают, что все бесполезно. Что люди все равно дальше будут губить природу и истреблять животных. Этому не могут противостоять взрослые состоявшиеся организации, что тогда говорить о школьниках или студентах. В целом вообще по данным исследований среди студентов испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее четверти опрошенных. Это даже не столько удивительно, сколько ужасающе.
Экологически ориентированные группы создаются в небольших количествах и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Да, акции российского "Гринписа", в большей мере демонстративны, чем эффективны. Это не их вина, а человечества, это у человечества легкая душа, и закрытые глаза. Гринписовцы хоть что-то пытаются сделать. Здесь хочется привести фрагмент из песни одной довольно популярной в альтернативных кругах группы Люмен: “и если ты вдруг начал что-то понимать, и от прозрений захотелось заорать, давай, кричи, но тебя могут не понять, никто из них НЕ ХОЧЕТ ничего менять”. И ведь в действительности, каждый, всю жизнь “копошится” лишь в своих проблемах, в своем эгоизме, тупо не видя окружающего мира, не видя или не желая видеть. Так не удивительно, что мир отвечает катастрофами. Поэтому обвинять гринпис в неэффективности, уже простите, просто наглость.
Стоит отметить, что это движение, пришедшие с ямайки, прижилось в России довольно таки в интересном индивидуальном порядке. Т. е растаманы не так сильно характеризуются массовостью как другие виды субкультур. Растаманов чаще встречаешь по одиночке, так же и редки мероприятия, хотя и проводятся. Прошлой весной в одном из неформальных клубах города, прошел фестиваль памяти Боба Марли. Энергетика таких мероприятий всегда только позитивная, непринужденная, расслабляющая, запоминающаяся надолго. Так вот, очень радует тот факт, что “местные растаманы” стараются быть продолжателями культурных идей самой специфики этого направления культуры. Они отличаются большим набором ношения интересной атрибутики. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) - вот наиболее броские черты их внешнего облика. Например, что касается dreadlocks - их дред, которые, то эти локоны отгоняют от человека злых духов и делают их похожими на Железного Льва Сиона (по "Книге Бытия" - один из титулов Хайле Селассие I- 225 царя Эфиопии, считающегося у растаманов живым воплощением бога Джа). Дреды также обладают для раста магическим свойством - они по преданию помогают улавливать позитивные вибрации Мира, обращенные к ним от бога и от братьев - растаманов. Атрибутика растаманов служит той же цели, она приближает к Джа и напоминает о Сионе. Мистическое единение с богом выражается и в языке раста:, местоимением "Ian'I" (я-да-я), которое может означать "я", "мы" или даже "ты" - что означает "Я в присутствии Бога" Джа. Особой мистикой обладает ритуальное травокурение, используемое с целью достижения определенных медитативных состояний и как акт "ублажения Бога благовониями", оно расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание. Травокурение - спорный ритуал, ибо Эфиопская церковь порицает это занятие, но не отрицает, потому как по приданию, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была именно конопля. Отсюда и большой объем символики, связанной с этим.
Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они - слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для "среднего класса") и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.
Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания (пример интервью с 19-летним участником одного из сообществ мотоциклистов: "Как вы сами себя называете? " - "Никак. Мотоциклистами - как еще? " - "Не байкерами? " - "Нет! Только не байкерами! "). Характерно, что одна из черт самоидентификации участников движения - подчеркивание своего отличия от байкеров ("они тупые, пьянь").
Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения".
Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера - ночной.
В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.
В России рейв-культура
Или толкинисты. Их связь с иностранным источником очевидна - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.
Ролевики тоже представляют собой одну из более полных и интересных субкультур нашего времени. Песни под гитару, битвы на мечах в кольчугах, девушки-эльфийки, ролевые игры, старинные русские и зарубежные танцы, балы в лучших традициях. Такой же прикрасный отдельный мир. Особенность времяпрепровождения толкинистов соединение популярных ролевых игр с художественным миром Толкиена. Что касается мест сборов, то в Красноярске это поляна недалеко от Сопки. Так же уже не однократно проводились балы ролевиков, в Домах Культуры. Обычный человек, да и вообще никто кроме ролевиков там присутствовать не мог. Без костюмов и знаний старинных танцев вход был закрыт. Но можно догадаться, что зрелище и вообще событие это грандиозное. Может сравниться наверное только с готическими балами-вампиров, регулярно проходящих в Питере.