ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева
факультет гражданской авиации
кафедра рекламы и культурологии
РЕФЕРАТ
Роль музыки в формировании молодежных субкультур
Выполнила:
Проверила:
Красноярск 2007г.
Оглавление
1. Введение. 3
2. Роль музыки в формировании молодежных субкультур. 6
3. Развитие Готической Музыки. 9
3.1 Постпанк. 9
3.2 Готик Рок. 9
3.3 Gothic Rock (Современный) 10
3.4 Gothic Ethereal. 10
3.5 Dark wave. 10
3.6 Synth Gothic. 10
3.7 GothicFolk (DarkFolk) 10
3.8 Gothic Metal. 11
4. Появление новых субкультур. Их исчезание. 12
5. Исследования молодежных субкультур. 14
6. Подведем некоторые итоги. 16
7. Влияние западных молодежных субкультур. 17
7.1 скинхеды.. 17
7.2 Футбольные фанаты.. 18
7.3 Экологисты.. 19
7.4 Растаманы.. 20
7.5 Байкеры.. 21
7.6 Рейверы.. 22
8. Роль музыки в формировании личности. 25
9. В заключении. 27
Список используемых источников. 29
В настоящее время довольно сложно найти общественное место, где не звучала бы музыка. Музыка стала неотъемлемой частью не только радио, но и телевидения, его программ, фильмов, видео клипов, и даже рекламы. Более того, компьютерные игры так же содержат музыку в качестве фона, саундтреков. С недавних пор музыка стала более распространяться в массах: в магазинах, на улицах, в супермаркетах, в автобусах, такси, барах, ресторанах, очередях и в куче других мест. Почти у всех из нас есть привычные любимые мелодии, которые мы с удовольствием слушаем, собираясь на учебу или работу, в метро в плейере или дома в свободное время. Есть песни, которые положительно влияют на наше состояние в периоды утомления или депрессии, они дают нам энергетику, силу противостоять трудностям. Есть песни, которые заставляют задуматься и пересмотреть своё отношение к тому или иному вопросу. Яркие, образные, эмоционально-насыщенные композиции способны вдохновить на написание стихов или прозы, либо на изобразительное творчество. Под некоторые песни, наоборот, не хочется ни думать, ни творить, но зато под них хорошо отдыхать или засыпать.
Музыка - это искусство, а, следовательно, это одна из форм общественного сознания. Как и всякое искусство, музыка отображает жизнь в художественных образах. Музыка - искусство звуковое. Она может вызвать в человеке мысль о величии и красоте природы, о жизненных бурях и трагедиях, она воспевает волю и мужество героя, вступающего в борьбу со стихиями, заставляет слушателя оплакивать его гибель или ликовать по случаю победы. Музыка способна раскрыть самые сокровенные порывы души, чувства и настроения человека. Поэтому музыка называется искусством выразительным. Еще одна особенность музыки - исполнение.
Чтобы музыкальное произведение стало известно людям, оно должно быть исполнено.
Профессиональная музыка очень разнообразна. Так называемая легкая, развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фон повседневной жизни. Самая сложная область профессионального музыкального искусства - классическая музыка. Классическая музыка обращается к вечным вопросам бытия. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы. Еще одна важная область профессионального творчества - джаз и рок-музыка. они передают восприятие мира человеком новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны общественные катастрофы. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие же, напротив требуют серьезного, подготовленного слушателя.
Глубокое понимание музыки требует от слушателя определенного усилия, но как много обретает человек, сделавший это усилие! Перед ним открывается чудесный мир, наполненный звуками, покоряющими красотой и одухотворенностью. Этот мир открывает людям главное - слушать музыку.
Музыка также одна из наистарейших форм коммуникации людей, которая существовала во все времена во всех культурах. По словам известного психолога-музыковеда Б.М. Теплова, музыка является особым видом познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться. К. Леви-Стросс в свою очередь считал, что музыка берет на себя функцию мифа в современный период западной цивилизации, облегчая систему миропонимания, формируя духовные запросы различных социальных групп, в силу своих онтологических и социально-функциональных свойств, способности передавать изменчивое и процессуальное в непосредственных переживаниях, музыка становится особенно созвучна духу молодости. Она - безусловный лидер в художественном кругозоре современной молодежи. Данная тенденция фиксировалась отечественными социологами в течение ряда лет. Было отмечено, что к 1975 году, по сравнению с шестидесятыми, она с четвертого места переместилась на второе. В 80-е годы, по результатам отдельных социологических исследований, позиция музыки уже колебалась между второй и первой, а к 90-м она устойчиво доминирует в художественном кругозоре молодых на первом месте. Следовательно, целью моего реферата является отразить влияние музыки на молодежные субкультуры, а также немного углубиться в сами виды молодежных субкультур.
Однако, музыка не только определяет направление и характер художественных потребностей молодежи, но и становится значимым символическим началом межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений (молодежных субкультур). В группе конкретизируются общие музыкальные представления, приобретая ценностное значение, закладываются устойчивые модели поведения в отношении их - складывается определенный культурный стиль. Таким образом, посредством изучения музыкальных интересов, можно достаточно достоверно описать типичные культурные черты члена конкретного молодежного сообщества. Музыка, выступая идентификатором различных групп молодежи, способна конструировать определенный жизненный стиль, который во многом зависит от качественного отбора тех или иных музыкальных предпочтений.
В начале 50ых еще и не было понятий “молодежная культура, не было никаких ценностей, принадлежащих той или иной субкультуре, как не было и ”ярлыков”, присваиваемых ныне тому или иному человеку, отличающемуся по внешнему виду или музыкальным предпочтениям по первому впечатлению. Молодежь также собиралась отдельными группами, но никто не заявлял “я панк” или “я реппер”. Молодежная культура была открыта как факт после 50х годов в Англии. Однако даже после открытия никаких “особых мировоззрений” не существовало, все учились в школе, затем мужчины шли на заработки, а женщины выходили замуж. Другими словами тот узкий период между детством и взрослением выделялся не особо четко.
Настали другие времена, и этот самый период между детством и взрослением затянулся. Интересу к молодежным субкультурам подвержены люди в среднем от 14-25 лет. Это период уже не детскости, но еще не взрослости. Период учебы, когда так хочется и чего-нибудь помимо стандартных знаний. Хочется так же чего-то и помимо стандартных развлечений, таких как клубы и другие скопления обычных молодежных масс. Жизнь одна, каждый человек индивидуален, стоит заметить, что тема индивидуальности имеет не последнее место у современных представителей молодежных субкультур.
Проявление молодежных субкультур в целом бесспорно связано с характером протеста. Протеста чему, политике, измене окружающей среды или же стадному обществу, - каждый решает сам. Слоганом к действию служит фраза “Жизнь коротка. Лови момент” но не к тому действию, смысл которого гулять целыми днями, каждый раз с разными людьми, буянить, пить и пробовать все - что плохо лежит, а именно к действию осознавать мир, понимать его, принимать таким как он есть и не вредить ему. Можно считать это своеобразным протестом, или же особенностью. Так как ничтожную долю процента молодежи на самом деле волнует проблема окружающей среды. Поэтому стоит заметить, что среди неформалов довольно широко распространено вегетарианство. В своем большинстве представители молодежных субкультур народ довольно интересный и неординарный, это творческие люди с особым подходом к окружающему миру. Настоящие представители своей культуры люди не редко начитанные, являются интересными собеседниками и заслуживают лишь уважения. Существует ложно мнение, что у представителей молодежных субкультур наблюдаются сложности в учебе и их способности гораздо ниже, нежели даже простых дворовых ребят. Однако, все люди разные, и не стоит судить всех как какого-либо одного, среди всех людских сословий присутствуют злые, добрые, тупые, умные и так далее. Поэтому осуждать представителей молодежных сословий хотя бы за внешний вид как минимум глупо. Есть конечно индивидуумы, которые хотят лишь выделиться, обратить на себя внимание, однако изначальное назначение особого вида, лишь для себя, для своего собственного комфорта и для отражения своего мироощущения.
Рассмотрим готов, как самую комплексную из субкультур, а именно развитие готической музыки, так как реферат все же про музыку. Так вот, здесь наблюдается и музыка, и общественные мероприятия, и мировоззрение, и строго соблюденный стиль, и архитектура, и литература, и проза, и поэзия, и кино, и дизайн, и своя история. В отличии от других субкультур готике подвержены и взрослые люди, и существуют даже готические семьи.
Готика - это огромный жанр, по большей части причисляемый к альтернативной музыке, включающий такие абсолютно разные, как по звучанию, так и по общей концепции, стили как gothic rock, darkwave, ethereal.
В самом конце семидесятых/начале восьмидесятых часть постпанковых групп с довольно оригинальным звучанием уже перестали вписываться в рамки существовавших музыкальных течений, и, как следствие, журналисты стали придумывать для этого музыкального явления различные термины - так и было придумано название Gothic Rock. Следует заметить, что изначально под словом "Gothic" имелась в виду не "готический", а грубый, "варварский" или "готский" (от названия племен готов), так как вышеупомянутые группы звучали довольно грубо, агрессивно.