В 1137 году в ходе междуусобицы между двумя враждующими домами Рюриковичей, Псков принял на княжение изгнанного из Новгорода князя Всеволода из рода Мономаховичей, в то время как в Новгороде занял престол князь из рода Олеговичей. Всеволод (в крещении Гавриил) стал первым псковским князем. Всеволод, кроме заслуг воина и государственного мужа, отличался милосердием и другими христианскими добродетелями и после своей смерти почитался и почитается как небесный покровитель города. Его св. мощи впоследствии из храма св. Димитрия Солунского были перенесены в Свято-Троицкий собор, где находятся и поныне. Интересно, что после прославления князя, новгородцы прислали своих людей забрать мощи, однако не смогли сдвинуть раку с места: Всеволод не пожелал возвращаться в Великий Новгород, где его предали.
Другой прославленный псковский князь - Довмонт, до принятия княжения во Пскове был князем Нальшанской земли в Литве. Покинув Литву из-за междуусобицы, он поселился со своими людьми во Пскове (1265 г.), где принял Православие с именем Тимофей и вскоре был избран горожанами, несмотря на чужеземное происхождение, князем. Довмонт прославился победами нал литовцами, немцами, датчанами. Его жена Мария, внучка Александра Невского, умерла через год после смерти супруга, приняв прежде монашество с именем Марфа. Князь Довмонт также прославлен в лике святых.
Хотя Псков имел свой княжеский престол, в церковном управлении он, однако, подчинялся новгородскому архиепископу, - даже после заключения Болотовского договора 1348 года, по которому Псков получал уже полную самостоятельность во всех гражданских делах. Псковская епархия была отделена от новгородской лишь в 1589 году, уже после присоединения к Москве.
Сравнивая Псков с Новгородом, академик С. Ф. Платонов писал: "Псков, один из пригородов Новгорода, расположенный на конце новгородских владений, на границе Руси и Литвы, по соседству с немцами, играл роль передового русского поста на Западе и добросовестно исполнял свою задачу - задержать немцев в их движении на русские земли. Псков, по своему внутреннему устройству, подходил к Новгороду - то же вече, как господствующий орган правления, та же посадничья власть (два посадника), подобные новгородским сословные деления. Только Псков был централизованное и демократичнее. А это, наряду с местными особенностями жизни, дало другое содержание истории Пскова. Псков, как город с малой территорией, достиг централизации в управлении, которой не мог достигнуть Новгород.
Пригороды Пскова были или административные или военные посты, которые выставлял Псков на литовской и ливонской границе, но эти пригороды не имели самостоятельности. Псков настолько владел ими, что переносил их с места на место и налагал на них наказания. Благодаря малой территории, боярские владения не достигли во Псковской земле таких размеров, как в Новгороде, вследствие чего не было большой разницы состояний; низшие классы не находились в такой зависимости от высших, и боярский класс не был таким замкнутым, как в Новгороде. С другой стороны, бояре не держали в своих руках политическую судьбу Пскова, как это было в Новгороде. Вече, которое во Пскове было мирным, избирало обыкновенно двух посадников (в Новгороде же вече избирало только одного), часто их сменяло и успешнее контролировало. Все общество имело более демократический склад с преобладанием средних классов над высшими. Того внутреннего разлада, какой губил Новгород, не было. Самостоятельность Пскова пала не от внутренних его болезней, а от внешних причин, - от усиления Москвы, которым выражалось стремление великорусского племени к государственному объединению".
История независимого Пскова с его самобытным внутренним устройством закончилась с присоединением его к Великому княжеству Московскому в 1510 году, при Великом князе Василии III.
В средневековом Пскове были развиты кузнечное, керамическое, оружейное и ладейное ремесла, сложилась уникальная школа зодчества. Первый каменный собор в Пскове был воздвигнут до 1156 года на Завеличье в Мирожском монастыре - это Спасо-Преображенский собор с уникальными фресками, выполненными византийскими мастерами. Вторым памятником Пскова XII века является Ивановский собор, усыпальница жен псковских князей.
Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть "Слово о полку Игореве". Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий - впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников - духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители.
Монастырь пережил многие войны и нападения. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов. В 1299 году войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря - преподобный Василий Мирожский. Вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук немцев, он является местночтимым святым.
Во время Ливонской войны в царствование Ивана Грозного Мирожский монастырь находился непосредственно перед тем участком псковской крепости на противоположном берегу Великой, где поляки под командованием короля Стефана Батория предприняли решительный штурм города. В том месте, впоследствии названном "у Пролома", куда были брошены все силы врага, только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.
Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.
В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.
Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.
Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:
СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ сер. XII века. Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, - всемирно известное достояние культуры.
Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста.
Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем.
Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи.
Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).
СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XVII в.). Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.
В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.
Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.
КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII - XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII - XIX вв.) Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.
НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (XVIII – XIX вв.) Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.
С 1994 года территорию и постройки монастыря совместно используют Псковский Музей-заповедник и недавно возникшая монашеская община, при которой создана иконописная школа. Основателем школы был выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон, известный далеко за пределами России. В стенах монастыря можно увидеть замечательные фрески и иконы его работы.