13 сентября 1826 г на сцене Большого театра была поставлена комедия Шаховского “Полубарские затеи". Роль владельца крепостного театра, помещика Транжирина, исполнял Щепкин. В рецензии на этот спектакль С Т Аксаков писал, что Щепкин может играть в любой обстановке и быть понятным простому человеку Щепкину приходилось исполнять и роль античного раба - гениального баснописца Эзопа.5 декабря 1826 г была поставлена комедия водевиль Шаховского “Притчи, или Эзоп у Ксанфа” С Т Аксаков высоко оценил умение артиста глубоко передать ненависть порабощенного человека к своему господину. Раб не может высказать свои чувства открыто, он вынужден использовать для этого иносказательную форму. “Зритель видел и слышал в нем, - писал С Т Аксаков, - несмотря на покорную наружность хитрого, тонкого раба, кипящего внутренним негодованием". Исполнение этой роли Щепкиным давало много и для понимания психологии русского крепостного интеллигента. Комедия-водевиль Шаховского - произведение, весьма посредственное по своим художественным достоинствам, благодаря Щепкину, его глубокому знанию жизни и таланту, пользовалось большим успехом у зрителя.
Щепкин был несравненным мастером импровизатором коротких рассказов. Многие из них носили ярко выраженный обличительный характер. Рассказы Щепкина сослужили важную роль для русской литературы. Как уже отмечалось, Герцен со слов Щепкина написал рассказ “Сорока воровка”. Этот рассказ Щепкина о трагической судьбе крепостной актрисы слышал и А Н Плещеев. В письме к Ф М Достоевскому от 14 марта 1849 г. он писал о том, как Щепкин рассказывал ему “анекдот” о “Сороке-воровке": “У него слезы блистали на глазах, когда он говорил о свидании своем с этой актрисой, которой он мне и имя назвал, также, как и имена прочих лиц этой повести".
Гоголь использовал некоторые подробности рассказа великого русского актера в повести “Старосветские помещики".
Известен талантливо исполненный рассказ Щепкина о помещике-любителе псовой охоты - Горлопанове, персонаже комедии Ф Ф. Иванова “Женихи”. Используя интонацию, мимику и другие художественные средства, Щепкин усилил сатирическую, обличительную направленность рассказа.
Щепкин выступал перед публикой со стихотворениями Шевченко. В 1846 г Шевченко посвятил Щепкину стихотворение “Пустка".
Цензура не позволяла актерам читать широкой публике сочинения с сатирической и революционной направленностью, однако Щепкин находил способы обойти эти запреты.
Щепкин дружил с революционными демократами Белинским, Герценом, Шевченко. Он был не только верным и надежным товарищем, но и их единомышленником. В 1840 г в театре Петербурга состоялась премьера водевиля П А. Каратыгина “Авось, или Сцена в книжной лавке". В ней высмеивался критик Крапивин. Это был замаскированный пасквиль на Белинского Щепкин отказался прочитать его со сцены.
Гоголь в период душевного надлома написал “Развязку" “Ревизора", в которой давал своей комедии новое, абстрактно-аллегорическое истолкование, что притупляло ее социальную остроту. В ноябре 1846 г он предложил “Ревизора" вместе с “Развязкой” Щепкину для бенефиса. Актер-демократ с возмущением отказался от этого предложения:
“Прочтя Ваше окончание “Ревизора”, я взбесился на самого себя, - писал Щепкин Гоголю, - за свой близорукий взгляд, потому что до сих пор я изучал всех героев “Ревизора”, как живых людей я так видел много знакомого, так родного, я так свыкся с Городничим, Добчинским и Бобчинским в течение десяти лет нашего сближения, что отнять их у меня всех вообще - это было бы действие бессовестное. Не давайте мне никаких намеков, что это де не чиновники, а наши страсти, нет, я не хочу этой переделки: это люди, настоящие, живые люди, между которыми я вырос и почти состарился… Нет, я их вам не дам, пока существую. После меня переделайте хоть в козлов, а до тех пор я не уступлю Вам Держиморды, потому что и он мне дорог".
За свои свободолюбивые идеи Щепкин был взят на подозрение жандармов. К шефу III Отделения князю Долгорукому 28 августа 1858 г поступило дело от графа Закревского. В списке “неблагонадежных людей", принадлежавших к тайному политическому обществу славянофилов, среди других были Михаил Семенович Щепкин и его сын - Николай Михайлович Против их фамилии написано “желает переворотов и на все готовый".
1. Абалкин Н. "Рассказы о Театре" М., 1981.
2. Кагарлицкий Ю.И. "Театр на века" М., 2007.
3. Немирович-Данченко Вл.И. "Рождение Театра" М., 1989.
4. Отрошенко Вл. "Русский театр". - М., 2004.
5. Сорочкин Б.Ю. "Театр между прошлым и будущим" - М., 1989.