Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.
К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика (термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства, которое ассоциировалось у них с варварским искусством).
Эпоха готики (конец XII - XV вв.) – это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени. Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие / Н.В. Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 365 с.
2. Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 350 с.
3. Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – 425 с.
4. Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций / М-во образования РФ, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – 126 с.
5. Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 1995. – 200 с.
6. Мартиндейл, Э. Готика / Эндрю Мартиндейл; Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – 286 с.
7. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Б. А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2001. – 766 с.
8. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с.
9. Тяжелов, В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / Редкол.: А.М. Кантор и др. – М.: Искусство, 1981. – 383 с.
[1]Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. – С.542
[2]Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С.102
[3] Там же. С.104
[4]Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.121
[5]Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – С.79
[6]Исаев, А.А История архитектуры. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – С82
[7]Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С.109
[8]Там же.С.110
[9]Исаев, А.А История архитектуры. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – С.67
[10]Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – С.254
[11]Мировая художественная культур. – М.: Высш. шк., 2001. – С.408
[12] Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С.126
[13]Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.138
[14] Там же. С.141
[15]Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.82
[16]Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.185
[17]Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.189
[18]Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – С.293
[19]Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.286
[20]Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 1995. – С.93