Л.Карсавин в свое время говорил, что язычники Евразии суть потенциальные православные. Несмотря на то, что мысль эта много критиковалась другими мыслителями, например Г.Флоровским, она, несомненно, несет в себе некую правду. Язычники XX и XXI вв. точно так же, как и античные и средневековые язычники, часто бывают вовсе не далеки от того, чтобы обратиться в Христову веру.
Для подтверждения этой мысли можно указать, например, на успех православной миссии в Японии в конце XIX – начале XX в. Святой равноапостольный Николай, возглавлявший эту миссию, был совершенно убежден, что Япония в ХХ веке станет православной страной. То, что она не стала таковой в ХХ веке, не опровергает мнения святого Николая. В его точке зрения для нас важно, что этот выдающийся православный миссионер искренне считал, что такое обращение возможно в принципе, что народ японский способен и готов к нему. Не произошло же пока такого обращения, может быть, только потому, что помешали ему исключительно бурные исторические реалии ХХ века. Однако то, что не случилось в ХХ веке, может вполне случиться в последующие века.
Об обращении Востока говорил и другой святой ХХ века – преподобный Серафим Вырицкий. Вот его слова:
«Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока»http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftn119.
О том, что Индия готова ко крещению свидетельствовала известная греческая старица, монахиня Гавриилия Папайани, много лет жившая в Индии.
«Индия вполне готова для православия!» - говорила онаhttp://ruidea.narod.ru/5.html - _ftn120.
Конечно, все это лишь единичные свидетельства, однако, и они говорят о многом – именно о том, что в обращении народов Востока в христианство нет ничего невероятного, напротив, такое обращение вполне возможно, конечно, когда придет для этого время. И в этих условиях роль России будет весьма велика, т.к. почерпнуть христианство Востоку удобнее всего у нас.
Трансформация баланса Восток-Запад
В настоящее время баланс между Востоком и Западом претерпевает существенные изменения. Дело в том, что Восток только совсем недавно – в последние 100-150 лет - начал выходить на мировую историческую сцену, и его роль (особенно в последние десятилетия) стремительно возрастает. Если Достоевский в конце XIX века только предугадывал будущую важную роль Азииhttp://ruidea.narod.ru/5.html - _ftn121, и тогда эта его точка зрения казалась очень экстравагантной, то к концу ХХ века такое положение вещей стало просто очевидным: Азия бурно развивается и выходит из самозамкнутого состояния «в мировую ширь», по выражению Н.А.Бердяева, который, предвидя это, писал в 1930 году:
«Западу придется оставить ту идею, что Восток есть для него лишь объект материального и духовного воздействия. Восток есть субъект, и в качестве активного субъекта он вновь войдет во всемирную историю»http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftn122.
Сегодня, спустя 80 лет, эти прогнозы Бердяева сбылись. Современный исследователь пишет:
«Культурно-историческое возрождение Востока во второй половине ХХ века было ослепительной очевидностью, и одновременно значение этого феномена странным образом недооценивалось, преуменьшалось, воспринималось совсем не в тех категориях, которым оно реально соответствовало»http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftn123.
Если мыслить в категориях чисто материального развития, то по прогнозам специалистов Всемирного банка, в соответствии с которыми, к 2020 году
«десятку государств с максимальным объемом ВВП могут составить преимущественно страны, и по сей день традиционно связываемые с «третьим миром»: Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Бразилия. Из других стран в ней предположительно могли бы остаться США, Япония, Германия, Франция. Иными словами, если эти прогнозы все-таки обладают определенной устойчивостью, то первая десятка XXI века будет состоять из государств, относящихся в основном к ареалу Большого тихоокеанского кольца»http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftn124.
В соответствие с этим, кардинально меняется положение России в пространстве Запад-Восток: если раньше мир сознавался как западоцентричный, а Россия считалась промежуточной зоной между развитой и просвещенной Европой и безнадежно отсталой и темной Азией, то сейчас она находится между двумя экономически сильно развитыми полюсами мира – старым Западом и новым Востоком.
Что может означать для России такая перемена? Предсказать здесь что-либо человеческими средствами невозможно, однако мы должны помнить, в чем главное богатство и главный ресурс России. Ресурс этот – в небесной истине православия, которой не имеет ни старый Запад, утерявший даже саму способность верить, ни новый Восток, чья вера хотя и сохранилась, однако чужда Христа, а значит, чужда истины. Мир не может существовать без истинной веры, а значит, она так или иначе будет востребована, хотя бы даже и на короткое время. А это означает, что у России и у других православных народов есть будущееhttp://ruidea.narod.ru/5.html - _ftn125.
Литература:
1. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref33Аввы Исаака Сирина. Слова подвижнические.
2. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref59Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта.
3. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref122Бердяев Н.А. Восток и Запад.
4. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref80Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.
5. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref91Бердяев Н.А. Путь.
6. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref27Бердяев Н.А. Русская идея.
7. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref24Бердяев Н.А. Смысл истории.
8. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref116Беседа Томаса Хальберта с первым православным священником-индонезийцем архимандритом Даниилом (Бамбанг Дви Бьяторо).
9. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref40Блаженный Диадох Фотикийский. Добротолюбие.
10. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref53Бодрияр Ж. Америка.
11. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref25Букшпан Я.М. Непреодоленный рационализм.
12. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref89Горичева Т.М. Христианство и современный мир.
13. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref13Достоевский Ф.М. Русская идея.
14. Жильсон Э.А. Введение в христианскую философию.
15. Жильсон Э.А. Массовое общество и его культура.
16. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref21Зеньковский В. Идея православной культуры.
17. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref101Зеньковский В. Русские мыслители и Европа.
18. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref29Иером. Софроний. Преподобный Силуан Афонский.
19. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref77Ильин И.А. Основы христианской культуры.
20. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref14Ильин. И.А. Русская идея.
21. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref68Киреевский И.В. Разум на пути к истине.
22. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref110Кожинов В.В. И назовет меня всяк сущий в ней язык.
23. Кожинов В.В. О русском национальном сознании.
24. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref108Кожинов В.В. Победы и беды России.
25. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref88Максименко В.И. Глобальное сообщество.
26. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref120Монахиня Гавриилия. Подвиг любви.
27. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref123Неклесса А.И. Глобальное сообщество. Новая система координат.
28. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref105Неклесса А.И. Эпилог истории.
29. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref90Новгородцев П. Православие. Proetcontra.
30. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref84Панарин А.С. Глобальное сообщество: новая система координат.
31. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref43Преподобный Иустин Попович. Достоевский о Европе и славянстве.
32. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref48Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы.
33. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref119Преподобный Серафим Вырицкий. Акафист и житие.
34. Сартр Ж.П. Бунт — дело правое.
35. Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века. Прогнозы русских мыслителей.
36. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref95Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве.
37. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.
38. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref31Старец Паисий Святогорец. Письма.
39. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref39Старец Паисий Святогорец. Слова.
40. Тертуллиан. О душе.
41. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref7Флоровский Г. Из прошлого русской мысли.
42. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref18Франк С.Л. Пушкин в русской философской критике.
43. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref1Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего.
44. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref30Шестов Л. Афины и Иерусалим.
45. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref15Шубарт В. Европа и душа Востока.
46. Эрн В.Ф. Борьба за Логос.