Смекни!
smekni.com

Русская крестьянская изба как элемент культуры русского народа (стр. 2 из 2)

Два деревянных бруса под потолком, сходившиеся перпендикулярно к печному столбу, назывались воронцами или грядками. Именно эти брусья и делили пространство избы на три части: красный (передний) угол под образами, подпорожье, или задний угол, и печной, или подовый угол (середа, кут)- перед печью. Воронец, тянувшийся к передней стене (пирожный брус), отделял женскую часть избы около печи от остального пространства. Часто его использовали для хранения выпеченного хлеба. Второй брус (полатный), между передней и задней стенами, поддерживал край полатей и служил границей между подпорожьем и внутренней частью дома.

Наличие печи в избе было обязательным, а её отсутствие делало дом нежилым. Отсюда и поговорка: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Известна и загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она путника и накормит, и от злой погони укроет, а ленивый Емеля на печи, словно на телеге разъезжает. Печь в избе занимает особое место, с ней связан целый мир представлений, обрядов и верований. Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: «Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».

Печь являлась одним из наиболее значимых элементом жилища. От её положения в доме зависело расположение и других частей крестьянской избы. Не отсюда ли пошло выражение «плясать о печки»? Обычно печь ставили справа от входа, в одном из задних углов избы, или, наоборот, у входа, причем устье печи было повернуто к боковой стенке или к входной двери.

Место у печи предназначалось для стряпни, у входной двери располагались мужчины со своей работой, у окон, близ стола, ставили ткацкий станок, здесь же на лавке, расположенной вдоль стены, пряли.

Если печь располагалась при входе слева от двери, и ее устье было обращено к окнам, к свету, к передней стенке дома, то такая изба называлась избой-пряхой. Обычно женщины пряли и шили на долгой лавке, идущей по боковой стене от печи. При такой планировке избы свет падал на пряху.

В некоторых районах печь нередко ставили справа от входа, что создавало неудобства при прядении, так как правая рука пряхи была обращена к стене, да и освещения не хватало. В таких случаях избу называли избой-непряхой.

По диагонали от печи всегда был красный угол (передний, верхний, святой, божий, почетный, старший, первый). Здесь висели иконы (образа), поэтому, входя в избу, человек сразу смотрел в красный угол, кланялся и крестился на изображения святых угодников.

К иконам относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу, на всякое большое и трудное дело. У икон горели лампады - небольшие светильники, подвешенные на цепочках и заправленные лампадным маслом.

В красном углу молились, собирались за столом на семейную трапезу, на почетном месте сажали уважаемого гостя, к святому углу были обращены изголовья постелей, головой к иконам клали покойника. С красным углом связывалась вся жизнь крестьянина: рождение, свадьба, похороны.

В красный почетный угол ставили первый и последний сноп как залог будущего урожая. Во время гаданий все желания исполняются только тогда, когда магические действия направлены в сторону красного угла. Например, девушка метет пол веником от порога к красному углу и приговаривает: « Гоню в избу свою молодев, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».

В крестьянской русской избе были четко определены мужские и женские места. Мужчины сидели на долгой, «мужской» лавке, женщины и дети - на лицевой, «женской» лавке, располагавшейся под окном на улицу.

Спали на полатях, дощатом настиле под потолком между печью и противоположной стеной, на полу (для этого устраивали более низкий настил за печью), на лавках, на голбце или каржине - дощатом настиле у печи.

В сенях выделяли перегородками кладовку для различных вещей и провизии. Это помещение во многих местах называлось чуланом.

Если площадь дома увеличивали за счет добавочных помещений, то вдоль всей связи пристраивали длинный коридор шириной метра три. Тогда прежние сени превращались в кладовую или холодную светелку, а пристроенный коридор- в сени. Концы пристроенных сеней отгораживали стеной или занавеской, и получались дополнительные комнатки для отдыха и всяких работ по хозяйству летом, тут же стояли сундуки с добром.

Постепенно крестьянское жилище усложнялось. Внутреннее пространство избы разделялось или разгораживалось, кроме того, дом расширялся за счет пристройки снаружи дополнительных срубов.

В конце XIX века в деревнях средней полосы стали строить пятистенок, когда изба почти посредине разделялась капитальной стеной, рубленной одновременно с возведением всего сруба.

Дальнейшим усложнением пятистенка явилась шестистенная изба - крестовик, то есть дом, разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися крест-накрест стенами. Крестовые, то есть квадратные, дома с четырехскатной крышей строили богатые, зажиточные семьи. Вот как описывал сложный по планировке дом, принадлежавший богатому старообрядцу из крестьян, П.И. Мельников (А. Печерский): «Дом в два жилья, с летней светлицей на вышке, с четырьмя боковушками, двумя светлицами по сторонам, с моленной в особой горнице. Ставлен на каменном фундаменте, окна створчатые, стекла чистые, белые…. На улицу шесть окон выходило. Бревна лицевой стороной охрой на олифе крашены, крыша красным червляком. На свесях ее и над окнами узорчатая прорезь выделена, на воротах две маленькие расшивы и один пароход ради красы поставлены…. Внизу стряпущая, подклет да покои работников да работниц…».

Такой своеобразный способ постройки как будто выражал сочетание родового единства с личною и семейною отдельностью, и двор русского зажиточного человека напоминал собою древнюю удельную Русь, где каждая земля стремилась к самобытности и все вместе не теряли между собою связи.


Заключение

Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.

Изучая издательство Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.

Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.

В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков.