Слово «культура» имело и другой перевод – почитание, поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными.
Кроме слова «культ» к понятию культура близок и термин «оккультизм» (лат. occultis – тайный, сокровенный).
В древнем Китае термин «культура» (вэнь) – культурность, цивилизованность, письменность, гражданственность и др. – является одним из центральных. В учении Конфуция (551-479 до н.э.) обосновывалась сущностная роль языка в познании и принятии правильных решений.
Понятие «культура» в переносном значении (и производное от него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство» изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» (лат. civilis – гражданский, государственный). Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки. Искусства и политических учреждений.
В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем слово «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный потенциал в любви к Богу. Рождалось представление о рыцарстве как своеобразном культу доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешалось античное представление о культуре. Оно выражало, прежде всего, активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В современном значении слово «культура стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).
Культура- это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.
Мировая культура- это синтез лучших достижении всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культур, в свою очередь, выступает синтезом различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальных культур, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литератур, музык, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии с конкретными носителями выделяют также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.
Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культура.
Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.
Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.
Материальная культура- это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагают делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человек. Цель культуры - всестороннее развитие человека.
Существует деление еще по одному признаку- актуальности.
Актуальная – это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает сваю актуальную культуру. Актуальность культуры - это живой непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.
Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции.
Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной деятельности человека в силу его связи с социальным окружением. Назовем наиболее общие функции культуры:
- творческая – создание произведений культуры;
- познавательная – познание мира;
- трансляционная – передача культурных достижений;
- регулятивная – формирование норм поведения;
- ценностная или аксиологическая – создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;
- знаковая – создание языка культуры;
- синтезирующая – соединение больших масс населения в единое целое;
- смысловая – обретение смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.
Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции.
Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.
3. Тестовое задание
1. Какой стадией культуры, по мнению Шпенглера, является цивилизация:
а) первой;
б) промежуточной;
в) последней.
2. Что является характерной особенностью первобытной культуры:
а) коллективизм;
б) синкретизм;
в) аполитичность.
3. Что представляет из себя Сфинкс:
а) изображение женщины;
б) голова человека и тело льва.
4. В какой стране были изобретены компас, сейсмограф, насос:
а) Индия;
б) Месопотамия;
в) Китай.
5. Кем было начато книгопечатание в России:
а) А. Палицын;
б) А. Никитин;
в) Иван Федоров.
6. Какова, по мнению Данилевского, идея, воплощенная в славянской культуре:
а) идея всемирного господства;
б) мессианская идея возрождения культуры.
7. Чья письменность на Земле древнейшая:
а) египетская клинопись;
б) шумерская клинопись;
в) китайские иероглифы.
8. Какое из чудес света было достоянием культуры Древнего Египта:
а) «дворец» Семирамиды;
б) мавзолей Тадж-Махал;
в) пирамида Хеопса.
9. Какая религия на территории Индии была древнейшей:
а) индуизм;
б) буддизм.
10. Какая религия сменила в Древней Индии индуизм:
а) буддизм;
б) брахманизм.
11. Как звали великого врача Древней Греции:
а) Плутарх;
б) Гиппократ;
в) Демокрит.
12.Отметьте деятелей античной эпохи:
а) Рафаэль, Микеланджело, Ариосто;
б) Гиппократ, Пифагор, Архимед.
13. Кто такие трубадуры:
а) придворные певцы;
б) придворные танцоры;
в) придворные поэты, воспевающие любовь.
14. В какую эпоху в Европе были созданы порох, бумага, книгопечатание, очки, компас:
а) античная;
б) средневековье;
в) Возрождение;
г) Просвещение.
15. Кто из российских писателей впервые поднял «крестьянский вопрос»:
а) Фонвизин;
б) Радищев;
в) Ломоносов.
16. Почему 19 век назван «Золотым веком» русской культуры:
а) прогресс в области научных знаний;
б) бурное развитие литературы;
в) большой вклад русской культуры в мировую культуру.
17. Какой философ о себе сказал «философ неприятных истин»:
а) Платон;
б) Шпенглер;
в) Ницше.
18. Какая черта была характерна для искусства Древнего Египта:
а) желание увековечить свою культуру;
б) желание утвердить и сохранить силу.
19. Кто был основателем конфуцианства:
а) Конфуций;
б) Лао-Цзы;
в) Будда.
20. Первоначальное значение термина «культура»:
а) возделывание почвы;
б) воспитание, обучение.
Используемая литература
1. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа., 1999. – 511 с.
2. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
3. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Г.В. Драча).
4. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ Гардарики; Литературно-педагогическое агентство Кафедра-М, 1999.– 288 с.
5. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. ПРИОР, 2000. – 352 с.