Смекни!
smekni.com

Русская культура ХIX-начала ХХ века (стр. 2 из 5)

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) был крупнейшим представителем государственной школы в исторической науке. Его труд «История России с древнейших времен» в 29 томах по обилию включенного в нее фактического материала сохранил свое значение до наших дней. Ученик Соловьева, Василий Осипович Ключевский (1814-1811), расширил тематику исследований. Он проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам. «Курс русской истории» и другие его произведения посвящены общим вопросам русской истории, вопросам крестьянства, проблемам возникновения и отмены крепостного права.

XIX век – это период бурного развития литературы, поиска новых художественных направлений. В художественном сознании первых десятилетий XIX века происходил постепенный отход от норм просветительской идеологии, лежащей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не только долг становится побудительным источником его поступков.

Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX века – романтизм. В России он складывается в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года и формирующейся дворянской революционности. Как уже отмечалось, возникновение романтизма во многом связано с утратой целостности, исторического оптимизма. Четкие, ясные идеалы классицизма перестали удовлетворять. Романтизм складывался в тех странах, где ощущалось влияние идей французской революции. Для России пример Франции имел решающее значение. Переживание опыта французской революции - целая эпоха в «умственном развитии» страны. Русский романтизм решал и свои художественные задачи, и задачи позднего Просвещения, довыполнял функции тех эпох, которые в России не состоялись, в частности, Ренессанса.

Романтизм не мог опереться в России на социально независимую личность. Романтический идеал в России был окрашен не столько в тона индивидуализма, сколько в веру общего усовершенствования. В этом он не противоречил идеалу Просвещения. Романтизм опирался на небольшую часть дворянства, он складывался в той же среде, что и позднее просветительство. Это была среда, ощущающая вопросы времени и ищущая на них ответы. В этом аспекте ярким проявлением романтизма в идеологии и политике можно считать движение декабристов.

В центре художественной культуры романтизма находился идеал личности, одаренной универсально, способной выразить свой духовный и поэтический мир в разных областях культуры. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии «душу и сердце», составили «целый период нравственного развития нашего общества», как писал В.Г. Белинский. Развитие лирики от элегически-мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы «за угнетенную свободу человека» было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. Романтизм обогатил русскую поэзию новыми темами, настроениями, высокими идеалами свободы и борьбы за духовное освобождение личности.

В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. Они познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В.А. Жуковский, например, был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера.

В конце первой трети XIX века развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение особенно связано с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.В. Гоголя. В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) огромна. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом. Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время – погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 года разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобрело ярко выраженный социальный характер. Его роман «Герой нашего времени», сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений критического реализма.

Обличительные тенденции, присущие критическому реализму, получили развитие в творчестве Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). «Мертвые души» - одно из ярких реалистических изображений крепостнической действительности. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей второй половины XIX века. Это период расцвета русского критического реализма, литература этого периода представляет «яркое созвездие великих имен» - И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой и другие. Русская литература XIX века затрагивала самые животрепещущие, самые глубинные темы. Писатели в своих произведениях давали ответы на самые жгучие вопросы жизни. Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, сопричастность общественной жизни – её характерная черта. Литература становится в XIX веке ведущей областью русской культуры.

Вместе с литературой развивался и русский театр. Главная заслуга утверждения реализма на русской сцене принадлежала Михаилу Семеновичу Щепкину (1788-1863). «Он создал правду на русской сцене, - писал о нем Герцен, - он первый стал не театрален на театре». Метод игры Щепкина явился основой сценической школы реалистического актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.

Переломной для русского театра стала вторая половина XIX века, важное место в его репертуаре занимали пьесы отечественных авторов, и, в первую очередь, великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1828-1886). Это была эпоха Н.А. Островского. Почти 30 лет ежегодно ставились его новые пьесы. Главными драматическими театрами являлись: Малый театр в Москве (открыт в 1824 году) и Александринский театр в Петербурге (открыт в 1832 году). В 60-70-х гг. основу репертуара Малого театра составляли пьесы Островского. В 80-90-е гг. в репертуар русских театров стали входить пьесы Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова. На сцене Малого театра блистали Пров Михайлович Садовский (1818-1872), благодаря которому сохранялись и развивались традиции Щепкина, Мария Николаевна Ермолова (1853-1928), в Александринском театре - Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903).