В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857). С его именем связано возникновение музыкальной классики, национальной школы в русской музыке. Глинка – родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Создав национальную русскую оперу, симфонию, романс, классические образцы камерно-инструментальной музыки, он заложил основу для дальнейшего развития музыкального искусства. Глинка создал гениальные оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Реализм и народность утверждало также творчество Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869) – опера «Русалка» и многочисленные камерные произведения.
В 50-60 годы XIX века окончательно складывается русская национальная школа в музыке, продолжавшая развивать традиции М.Н. Глинки. Реализм, демократизм, гражданственность, высокие общественные идеалы – таковы принципы русской музыкальной школы. Наиболее полно их воплотила «Могучая кучка» – группа, объединившая передовую музыкальную интеллигенцию. В нее входили: глава кружка М.А. Балакирев (1837-1910), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.И, Мусоргский (1839-1881), П.А. Бородин (1833-1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). Одной из основных черт музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер.
Особое место в истории русской и мировой музыки занимает ПетрИльич Чайковский (1840-1893). Он автор девяти опер, среди которых лирические «Евгений Онегин» и «Иоланта», музыкальная драма «Мазепа», гениальная музыкальная трагедия «Пиковая дама». Широко известны балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Вершиной музыкальной культуры стала симфоническая музыка П. И. Чайковского. Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.
В русской живописи в начале XIX в. господствует классицизм с его мифологическими и библейскими сюжетами. Вместе с тем в изобразительное искусство проникает романтизм с присущим ему интересом к личности, внутреннему миру человека. Это обусловило развитие портретного жанра. Одним из ярких представителей романтизма был Орест Адамович Кипренский (1782-1836), который создал замечательную галерею портретов (Жуковского, Давыдова, Пушкина и других современников). Карл Павлович Брюллов (1799-1852) работал в рамках классицизма, но он внес в живопись русского классицизма новые романтические черты. Национальным своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый трагический налет. В картине Брюллова «Последний день Помпеи» впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя и в идеализированном виде.
Александр Андреевич Иванов (1806-1858) – крупнейший художник XIX века, в творчестве которого было сильно философское, религиозно-нравственное начало. Главным делом всей его жизни стало монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым он работал около 20 лет. Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим.
Новые реалистические тенденции в живописи проявились в рождении бытового жанра. Картины Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847) были открытием в русской живописи 20-х годов; он одним из первых русских художников обратился к изображению простых людей и теме сельского быта. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где показывались конфликты, критиковались отдельные стороны общественной жизни. Многие его произведения носят комедийно-сатирический характер («Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др.).
Во второй половине XIX века завершается процесс формирования русской национальной школы в изобразительном искусстве. Ведущим направлением в русском искусстве является передвижничество. В 1870 году по инициативе Ивана Николаевича Крамского (1837-1887) и ряда других художников было основано «Товарищество передвижных художественных выставок», которое регулярно проводило выставки художников в различных городах России. В своем творчестве передвижники исходили из таких программных положений, как: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. В социально - бытовом жанре работали В.Г. Перов, Н.Я. Ярошенко, В.Е. Маковский и другие художники. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н.А. Ярошенко – «Курсистка», «Студент», «Кочегар»).
Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т.п. Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность (В.Г. Перов, И.Н. Крамской). При обращении художников-передвижников к исторической тематике в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.).
Расцвет живописи передвижников связан с именем Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Он работал в социально-бытовом жанре («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), обращался к исторической тематике («Иван Грозный и сын его Иван»). Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию замечательных по точности характеристики портретов современников (Мусоргского, Стрепетовой и др.).
В архитектуре в начале XIX века продолжалось развитие классицизма в его завершающей стадии – ампир (от французского Empire – империя). Ампир нашел свое воплощение в монументальных архитектурных сооружениях Москвы и Петербурга. Архитектура русского ампира связана с именами Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811) – Адмиралтейство; Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814) – Казанский собор; Карла Ивановича Росси (1775-1849) – Александрийский театр, Михайловский дворец, здание Сената, Синода и др.
В 30-е годы наметились признаки распада художественной системы классицизма. По прямому указу Николая I был создан «русско-византийский» стиль, ставший воплощением в архитектуре идей «православия, самодержавия, народности». Создателем его был Константин Андреевич Тон (1794-1881) – автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.
Во второй половине XIX века в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов. В архитектуре формируется «национальный» стиль в духе традиционного русского зодчества (например, В.О. Шервуд – здание Исторического музея в Москве). Вместе с тем при постройке тех или иных зданий использовались черты готического стиля, Ренессанса, других исторических эпох. Соответственно данный период и в европейской, и в русской архитектуре получил название «эклектики» (от греческого – выбираю). Хотя принцип «умного выбора», основополагающий - в период эклектики, быстро показал свою несостоятельность, решение проблемы нового стиля затягивалось.
В конце XIX – начале ХХ веков политическая, общественная, художественная жизнь России развивалась крайне напряженно. Рубеж столетий - время значительных перемен в общеевропейском масштабе. Но в России эта новая стадия социокультурного развития отличалась стремительной динамикой и драматизмом. В течение примерно четверти века радикально изменились все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология. Чрезвычайная интенсивность отличала и развитие культуры. Здесь новое и старое тесно переплетались, что позволило назвать период рубежа веков эпохой концов и начал. Культура 1890-х годов – первых десятилетий ХХ века отразила сложность и противоречивость эпохи, перемены в духовном состоянии общества. В среде деятелей культуры характерным становится осознание «переходности», «рубежности» времени, переживаемой Россией, ожидание грядущих перемен. Все сферы культуры проникаются духом беспокойных исканий.
Особенно активно эти поиски шли в философии, литературе, искусстве. Именно на данный период приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. Искания путей развития для России и мира в целом приводили русских философов к идеям «нового религиозного сознания». Критикуя историческое христианство, русские мыслители обосновывали мысль о том, что обновленная религия должна стать главным фактором в нравственном преобразовании человека и общества. Философские концепции Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900), Николая Федоровича Федорова (1829-1903), Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865-1941) и др. оказали серьезное влияние на художественную культуру эпохи. Во многом благодаря этому рубеж столетий в России отмечен необычайным взлетом духовной культуры, а философ Н.А. Бердяев назвал позднее этот период «русским духовным ренессансом».