В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художников. В 1870 году Крамской стал одним из создателей ТПХВ. При письме портрета Крамской чаще прибегал к графической технике (применение сусла, белил и карандаша). Так выполнены портреты художников А.И. Морозова (1868), Г.Г. Мясоедова (1861) – ГРМ. Крамской – художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель. Он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность. Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863–1868). Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887.
Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского, затем был принят в Академию художеств в 1864 году.
Репин один из лучших портретистов эпохи. Целая галерея образов его современников создана им. С каким мастерством и силой запечатлены они на его полотнах. В портретах Репина все продуманно до последней складки, выразительна каждая черта. Репин обладал величайшей способностью чутьем художника проникать в самую суть психологических характеристик продолжая традиции Перова, Крамского, и Ге, он оставил образы знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. В каждом отдельном случае он находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно мог раскрыть образ человека изображенного на портрете. Как остро щурится хирург Пирогов. Мечутся скорбнопрекрасные глаза артистки Стрепетовой (1882, ГТГ), а как написаны острое, умное лицо художника Мясоедова, вдумчивый Третьяков. С беспощадной правдой написан им «Протодьякон» (служитель церкви 1877, ГРМ). С душевным теплом написан больной М.П. Мусоргский (1881, ГТГ), за несколько дней до смерти композитора. Проникновенно исполнены портреты молодого Горького, мудрого Стасова (1883, ГРМ) и др. «Осенний букет» (1892, ГТГ) портрет дочери Веры, как солнечно сияет в теплой тени соломенной шляпы личико дочери художника. С большой любовью Репин передал лицо привлекательное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, ещё цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение.
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристике персонажей. Таков Горбун портрет, связанный с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883,ГТГ). С горбуна Репин настойчиво подчеркивал прозаичность, убожество одежды горбуна и всего его облика, обыденность фигуры больше, чем её трагизм и одиночество.
Значение Репина в истории Русского Искусства громадно. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи, многочисленные совершенные образы деятелей культуры, грациозные светские портреты (Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт, 1889). Особенно красочно-задушевны образы родных художника: целый ряд картин с женой Репина Н.И.Нордман-Северовой. Виртуозны и его чисто графические портреты, исполненные графитным карандашом или углем (Э.Дузе, 1891; Княгиня М.К.Тенишева, 1898; В.А.Серов, 1901). Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России, когда Финляндия обретает независимость, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским). Репин умер 29 сентября 1930. Чуковский в 1937 выпустил сборник его мемуаров и статей об искусстве (Далекое близкое), неоднократно затем переиздававшийся.
Родился в Петербурге в семье композитора А.Н. Серова. С самого детства В.А. Серова окружало искусство. Учителем был Репин. Серов работал около Репина с раннего детства и очень скоро обнаружил талант и самостоятельность. Репин направляет его в Академию художеств к П.П. Чистякову. Молодой художник завоевал уважение, а его талант вызвал восхищение. Серов написал «Девочка с персиками». Первое крупное произведение Серова. Несмотря на небольшой размер, картина кажется очень простой. Она написана в розово-золотистых тонах. Получил премию Московского общества любителей художеств за эту картину. На следующий год Серов написал портрет своей сестры Марии Симонович и назвал Впоследствии «Девушка, освещенная солнцем» (1888). Девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане.
Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, аристократы, артисты, художники, предприниматели и даже цари. В зрелом возрасте Серов продолжал писать близких, друзей: Мамонтова, Левитана, Остроухова, Шаляпина, Станиславского, Москвина, Ленского. Серов выполнял заказы коронованных – Александра III и Николая II. Император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Мастер писал и титулованных чиновников, и коммерсантов. Над каждым портретом Серов работал до изнеможения, с полной самоотдачей, так как если бы начатая работа была его последней работой.Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И.А.Крылова).
На рубеже 19–20 вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н.Я.Дервиз с ребенком, 1888–1889; Мика Морозов, 1901; оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А.Мазини, 1890; К.А.Коровин, 1891; Ф.Таманьо, 1891; Н.А.Лесков, 1894; все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф.Ф.Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей; Г.Л.Гиршман, 1907; В.О.Гиршман, 1911; И.А.Морозов, 1910; Княгиня О.К.Орлова, 1911; все – там же).
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М.Горький, 1904, Музей А.М.Горького, Москва; М.Н.Ермолова, 1905; Ф.И.Шаляпин, уголь, мел, 1905; оба портрета – в Третьяковской галерее; Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897–1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф.Юон, Н.Н.Сапунов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911.
Портрет-значительный и важный жанр в искусстве. Само слово «портрет» восходит к старофранцузскому слову «pourtrait», что означает: изображение черта в черту; оно восходит и к латинскому глаголу «protrahere» - то есть «извлекать наружу», «обнаруживать»; позднее – «изображать», «портретировать». В русском языке слову «портрет» соответствует слово «подобень».[3]
В изобразительном искусстве, которому этот термин принадлежит изначально, под портретом подразумевается изображение определенного конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера.[4]
Изображение человека – основная тема живописи. Изучение ее начинается с этюдов головы. Все формальные картины подчинены созданию образа, передаче психологического состояния человека. В живописи изображение человеческой головы с натуры должно отвечать нашему привычному объемному видению и пониманию окружающего мира.
Приемы живописи головы в русской академической школе первой половины ХIХ века продолжают традицию лепки формы с помощью сильных и горячих теней. Мы можем судить об академических методах, рассматривая работы О. Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Нельзя считать академические приемы чем-то одинаковым у всех художников, но общее для воспитанников академии – дисциплина формы.