Контрольная работа по культурологии на тему:
Русская скульптура ХVIII – начало XIXвеков
План
1. Понятие скульптуры
2. Достижения русской скульптуры ХVIII – начало XIX веков
3. Бартоломео Растрелли
4. Фёдор Шубин
5. Михаил Козловский
6. Феодосий Щедрин
7. Иван Мартос
8. Иван Прокофьев
Список литературы
1. Понятие скульптуры
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура, ваяние, пластика, — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический и мифологический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона, основные виды — барельеф и горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура); станковая скульптура имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика, или скульптура в тесном смысле — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить гравюру, резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
2. Достижения русской скульптуры в ХVIII – начало XIXвеков
В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Прежде всего начинает развиваться монументально — декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники.
Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Он с сыном приехал из Франции в 1746 году по приглашению Петра I и нашел в России свою новую родину так как получил большие возможности для творчества. Самое лучшее, что он сделал, — это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устрашает по-другому: нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины, которая важно движется не видя кругом себя ничего. Редкий пример разоблачительного парадного портрета.
Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Развиваются все виды ее и жанры. Русские скульпторы создают и монументальные памятники, и портреты, и садово-парковую пластику, работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений. Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». В отличии от Б, Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, показав его законодателем и преобразователем государства. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки. Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов — Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский, Ф. Щедрин.
3. Бартоломео Растрелли
Родился в семье, принадлежавшей к числу потомственных горожан Флоренции. Фамилия Растрелли пользовалась дворянскими привилегиями.
Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных школ.
Занятия скульптурой считались почетными.
Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы: был разносторонне подготовлен к работе в различных материалах и особенно в бронзе, уверенно владел искусством художественного литья, хорошо рисовал, не был чужд ювелирному делу, мог выступать как театральный живописец-декоратор, имел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику.
В 1716 г. прибыл в Россию по приглашению Петра I. Вместе с ним приехал и его сын Франческо, будущий архитектор.
По приезде в Россию Растрелли начал работать как архитектор, принимая участие в планировке Васильевского острова и проектируя ансамбль в Стрельне. Петр I одобрил проект, после чего Растрелли приступил к работам в Стрельне. Однако вскоре у него появился соперник – Ж.-Б.Леблон, назначенный на должность генерал-архитектора. Между Растрелли и Леблоном сразу установились сложные отношения, переросшие затем в открытую вражду, в результате чего Растрелли был отстранен от работ в Стрельне.
В 1721 г. скульптором были отлиты из свинца и установлены девять барельефов для Большого каскада в Петергофе, где получила отражение тема Северной войны. Примерно в это же время Растрелли выполнил эскизы двух больших свинцовых статуй – Нептуна и Амфитриты, которые предполагалось поместить в ковше Большого петергофского каскада. Однако заказ на их исполнение передали в Англию. В том же году Растрелли создал 85 медных деталей в виде листьев аканта для украшения балконных решеток Верхнего дворца в Петергофе. Утраченные во время Великой Отечественной войны,они были воссозданы в 1949 г. Из свинца была отлита статуя «Зима», когда-то стоявшая в Верхнем саду.
В 1723 г. Растрелли создает свинцовую скульптуру «Гладиатор с пистолетом» для Большого каскада, простоявшую вплоть до 1803 г.
Совместно со скульптором Н.Пино в 1723 г. Растрелли создает две модели для предполагаемого строительства Руинного каскада в Петергофе. В одной из них разрабатывалась общая планировка сооружения, другая представляла собой скульптурную группу «Нептун в колеснице», впоследствии так и не переведенную в материал.
Примерно тогда же Растрелли создал сохранившиеся до наших дней свинцовые маскароны для аттика Марлинского каскада. Взяв за основу рисунки архитектора Н.Микетти, Растрелли нашел интересные образы фантастических существ, скорее забавных, чем свирепых, с маленькими глазками, хохлатымигребешками, круглыми ушами, похожими на плавники, и широко растянутыми ртами, выбрасывающими искрящиеся потоки воды.
После смерти Петра I для Растрелли начался трудный период. Правда, в 1726 г. он продолжает работать для Петергофа, создавая скульптурную группу «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» для Оранжерейного фонтана в Нижнем парке. Кроме этой основной группы, напоминающей «Самсона», в композицию входили четыре черепахи, размещенные на небольших, искусственно насыпанных островках. Скульптурная группа «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» былаотлита из свинца, и в 1875 г. в связи с сильной деформацией ее убрали из бассейна. Взамен снятой скульптуры Оранжерейный фонтан украсила новая. О произведении же Растрелли мы можем судить по сохранившемуся рисунку Д.Иенсена, зафиксировавшего скульптуру мастера с характерной для него сочной лепкой и подчеркнуто рельефными объемами. В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили произведение Растрелли. Советский скульптор-реставратор А.Ф.Гуржий в 1956 г. Воссоздал утраченную композицию на основе рисунков XVIII в.
В 1730-е гг. Растрелли создает для Петергофа значительные работы – ряд скульптурных групп (в настоящее время не сохранившихся).
В 1735 г. он создал свинцовую группу «Самсон, раздирающий пасть льву», в аллегорической форме прославившую победу русской армии в Полтавской битве, произошедшей 27 июня 1709 г. в день св.Сампсония. Группа предназначалась для самого главного фонтана Петергофа, расположенного в ковше Большого каскада. Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной; фигура его отличалась сильно моделированными формами, подчеркнутой массивностью. Свинцовая группа простояла вплоть до конца XVIII в. и в 1800 г. как сильно деформированная была заменена одноименным произведением М.И.Козловского.
В 1735 г. для круглого бассейна Верхнего сада Растрелли выполнил интересную композицию: свинцовый дуб с золочеными листьями и под ним декоративные изображения трех тритонов и шести дельфинов. В 1737 г. в центральном бассейне Верхнего сада устанавливают группу «Нептун на колеснице», над которой Растрелли работал, начиная с 1735 г. Кроме Нептуна, группа включала восемь дельфинов, шесть трубящих в раковины тритонов, четыре морских всадника и колесницу, запряженную двумя морскими конями.