Художественные изделия из бересты
Белая берёза… Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В берёзовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. В первый летний месяц наши предки справляли «зелёные святки», или древнюю «русалью неделю», - берёзка была именинница! Избы украшали берёзовыми ветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке девушки «завивали» берёзку: связывали ветки в венок, украшали разноцветными лентами.
В старину главным источником света в доме служили берёзовые лучины. Дегтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телеги, чтобы не скрипели. Берёзовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попарится в баньке с берёзовым веником, а потом утолить жажду берёзовым соком. Отличные метёлки делали из берёзовых прутьев. Вместо бумаги в древности писали на бересте – берёзовой коре.
Но было у берёзы ещё одно очень важное дело – дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.
А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…
Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.
А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными.
Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением.
Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.
И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.
Богородская резная игрушка
Подмосковное село Богородское расположено недалеко от города Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник, очевидно, в XVI – XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манеры богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
В начале XX века здесь была основана артель, а с 1960 года – Богородская фабрика художественной резьбы.
Самая знаменитая и любимая игрушка – это удивительные «кузнецы». Слышите стук? Это мужик с медведем, как заправские кузнецы, дружно стучат молотками по наковальне. А бывает, дрова пилят или танцуют.
Богородские игрушки – это не просто вырезанные из дерева фигурки. Многие из них можно назвать небольшими скульптурами…
Кажется, что звенит дорога под копытами коней, ветер развивает их пышные гривы, а ямщик, привстав на облучке, вглядываясь вдаль, крепко держит в руках вожжи.
Можно увидеть и настоящий крестьянский дом – с садом, колодцем, с дворовой собачкой Жучкой, а на лавочке отдыхают разодетые дед с бабой.
Много веков богородской игрушке, но и в наши дни она, немного наивная, сказочная, радует нас, дарит нам своё тепло и улыбку.
Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву
Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красота окружающей природы.
Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с именем Абрамцево. В середине XIX века принадлежало оно писателю С.Т. Аксакову. А в 1870 году имение приобрёл С.И. Мамонтов, богатый промышленник, меценат и большой любитель искусства. В Абрамцево часто приезжали и там работали известные писатели и художники. В Абрамцеве В.Серов написал картину «Девочка с персиками».
А вскоре Е.Д.Поленова, сестра знаменитого художника Василия Паленова, организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных деревень и сёл изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам.
Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на полотенцах, одежде.
Разные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша – братины. Мастера подкрашивают свои изделия морилкой различных оттенков, наносят слой лака, полируют. И кажется, что шкатулочка или ковш сделаны из редкого, ценного дерева, привезённого за тридевять земель.
В наши дни традиции народных мастеров прошлого продолжают жить в работах учащихся Абрамцевского художественно-промышленного училища. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником, что пробился к нам сквозь века…
Кроме резьбы по дереву, абрамцевские художники занимаются обработкой кости и камня, художественной керамикой.
Матрёшка
Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.
Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.
Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.
Палехская лаковая живопись
Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького.
Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки – такого мастера называли «личник». Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, В «золотой», как её иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха – Братья Белоусовы.
Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», - ещё в 1901 году писал А.П.Чехов.
Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.
…Вьётся алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…
Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.
Реальные, настоящие героя представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.
Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще – тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями – «плавью», как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.
Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран – в память о России.
Федоскинская лаковая живопись
Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и кажется, мы слышим весёлый смех. Но, может быть, увидим праздничное гулянье, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты старинных русских городов, милые, скромные пейзажи родной сторонки… Золотом горят осенние листья, стелется туман над озером или светятся пушистые снега… Сколько красоты и поэзии! Краски горят или нежно переливаются. И мы пристально вглядываемся в живопись на всевозможных коробочках, ларцах, шкатулочках и пытаемся разгадать секрет этого чуда.