Смекни!
smekni.com

Русский национальный характер (стр. 3 из 3)

В таких или подобных условиях формировались и другие качества русского народа, ставшие его отличительными особенностями, сросшиеся с национально-культурным менталитетом - терпенье, пассивность в отношении к обстоятельствам, за которыми тем самым признается ведущая роль в развитии событий, стойкость в перенесении лишений и тягот жизни, выпавших страданий, примирение с утратами и потерями как неизбежными или даже предопределенными свыше, упорство в противостоянии судьбе.

Зависимость от «капризов» суровой природы и климатической неустойчивости, от необузданной агрессивности кочевых народов, составляющих ближайшее окружение, неуверенность в завтрашнем дне (урожай или недород, война или мир, дом или поход в чужие земли, воля или кабала, бунт или покорность, охота или неволя и т.д.) - все это аккумулировалось в народных представлениях о постоянстве изменчивости.

Как мы знаем, большое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало принятие в 10 в. христианства, которое пришло на Русь из Византии в православной форме. Русский человек изначально был подготовлен к восприятию православия (всем ходом собственного развития).

Православие, хотя оно включило в себя все общество, не захватывало человека целиком. Православие руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, то есть регулировало праздники церковные, семейные отношения, времяпровождение, при этом обычная будничная жизнь русского человека не затрагивалась им. Такое положение вещей предоставляло свободный простор самобытному национальному творчеству.

В восточно-христианской культуре земное существование человека не имело ценности, поэтому основной задачей было подготовить человека к смерти, а жизнь рассматривалась как маленький отрезок на пути в вечность. В качестве смысла земного существования признавались духовные стремления к смирению и благочестию, аскетизм и ощущение собственной греховности.

Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, так как они скоротечны и ничтожны, отношение к труду не как к творческому процессу, а как к способу самоуничижения. Отсюда расхожие выражения. Всех денег не заработаешь, с собой в могилу не заберешь и т.п.

Вл. Соловьеву была особенно дорога такая черта русского человека, как осознание своей греховности - несовершенства, неполноты достижения идеала.


Список литературы

1. Арутюнян А. Россия и Ренессанс: История русской культуры (было ли в России Возрождение?; О влиянии Византии на русскую культуру) // Обществ, науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 89-101.

2. Бабаков В. Национальные культуры в общественном развитии России // Социально-политический журнал. - 1995. - № 5. - С. 29-42.

3. Бердяев Н.А. О культуре; Судьба России // Антология культурологической мысли. - 1996. - В т.ч. коротко об авторе.

4. Гузевич Д.Ю. Кентавр, или к вопросу о бинарности русской культуры: Становление культуры в России // Звезда. - 2001. - № 5. - С. 186-197.

5. Иванова Т.В. Ментальность, культура, искусство // Обществ, науки и современность. - 2002. - № 6. - С. 168-177. – Культура.

6. Кондаков И. Архитектоника русской культуры // Обществ, науки и современность. - 1999. - № 1. - С. 159-172. - О логике исторического развития русской культуры.

7. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. - М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. - 616 с.

8. Коробейникова Л.А. Эволюция представлений о культуре в культурологии // Социс. - 1996. - № 7. - С. 79-85.

9. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Акад. проект, 2001. - 496 с.

10. Культурология. / Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2005. - 304 с.

11. Культурология. Под ред.Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с

12. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: РОУ, 1995. - 208 с.

13. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 560 с.