Алчность желчная царит в Риме, как и в мире,
Не о мире мыслит клир, а о жирном пире,
Не алтарь в чести, а ларь там, где ждут подарка
И серебряную чтят марку вместо Марка...
[249, с. 500]
Говоря о вагантах, оставивших заметный след в средневековой культуре, необходимо отметить, что это была поэзия молодых людей, наполненных любовью к жизни и к милым красоткам. Для ваганта не существует культа прекрасной дамы, у него есть подружка, не обязательно отличающаяся строгостью нравов. Для него приемлемы все красоты природы, причем не идеальной, как это было в поэзии трубадуров, а той, что окружает каждого в действительности, для него продолжает быть главным делом ученье, которое как в переводе, так и на латыни рифмуется с развлечением:
Быстро жизнь уносится,
Предана ученью!
Молодое просится
Сердце к развлеченью!
Наши нравы и уставы
Молодости сродные.
Нас весной зовут в забавы
Песни хороводные!
[121, т. 2, с. 512]
Трагизм культуры и идеологии вагантов заключен в том, что вагант, хоть и нищий, чувствует свое превосходство: он — аристократ духа, он ищет лишь просвещенных ценителей. Поэтому поэзия вагантов так и осталась явлением, связанным с сословиями клириков и рыцарей и только со своим временем. В более поздние времена она не возобновилась, не видоизменилась, не нашла своего продолжения.
На закате средневековья в кризисном состоянии были многие слои общества. Особенно остро воспринимались различные церковные распри и противоречия, вызвавшие не только большое количество ересей, но и совершенно сознательные попытки реформации институтов религии и церкви.
Вырождаются некоторые сословия: вместе с усилением королевской власти падает значение сеньоров, многие из которых разоряются в связи с развитием бюргерства, перенесением основной экономической роли из сельского хозяйства в город, на ремесленную часть общества, из которой впоследствии вырастет мануфактура, а затем и фабричное производство. Появление регулярной армии и огнестрельного оружия сделало ненужным рыцарство, оно хиреет, исчезая как значимое сословие, часть которого долгое время не гнушается промышлять разбоем на больших дорогах. Все это приводит к тому, что рыцарские доблести начинают восприниматься гораздо чаще иронически, чем всерьез.
Остановимся на вопросе о научной мысли средних веков. Распространенные представления отказывают этому периоду в праве на развитие науки, полагая, что средневековье после разрушительных войн раннего периода так и осталось на примитивном уровне. Этот взгляд не соответствует действительности. Конечно, раннее средневековье сопровождалось регрессом как в научном, так и в техническом отношении, о чем мы говорили. Последние императоры Рима не испытывали уважения ни к науке, ни к ученым. Император Юстиниан изгнал из Афин многих ученых и мыслителей, которые нашли себе приют на арабском Востоке и в Персии.
Там и укрепилось уважение к знанию, там переводили античные рукописи на персидский язык, что и создало предпосылки для последующего расцвета научно-технической мысли в арабских странах Востока и Европы. Приблизительно с VII века достижения ученых эллинистического мира легли в основу дальнейшего развития медицины, астрономии и математики. С древнегреческого на персидский язык были переведены рукописи Евклида и Архимеда, впоследствии переложенные на латинский. Но многие труды античных механиков сохранились лишь на арабском языке. Получившие образование в арабских государствах ученые, попав в Европу, становятся пропагандистами или хотя бы просто носителями его. Например, будущий папа Сильвестр II (Герберт) в X веке, обучившись “свободным искусствам” в Испании и вернувшись в Европу, стал учителем при дворе Оттона I. Именно он впервые перенес на европейскую почву арабские (индийские) цифры, абак (счеты) и позиционную систему счисления (хотя и без нуля). Он читал лекции по астрономии с демонстрацией созданных им “небесных сфер” (макетов), на которых можно было показать движение планет, звездное небо в разное время суток. Обучая геометрии, он использовал задачи практического характера.
При рассмотрении особенностей средневековой технической оснащенности следует отметить наличие ремесленного производства, существующего как система цехов. (В 1291 году согласно переписи в Париже числилось 4159 членов цехов, принадлежавших 350 профессиям и объединенным в 100 цехов). В Европе после упадка ремесленное производство медленно оживилось к VII—IX векам, а в XII—XIII уже охватило практически все страны Западной Европы. Конечно, цеховым организациям был присущ корпоративный эгоизм, тормозивший техническое и технологическое развитие: ограничивалось число работающих мастеров и учеников, устанавливались длительные сроки обучения, регламентировались объем выпускаемой продукции и применение технических средств производства. Например, статут парижских ткачей запрещал иметь в одной мастерской более трех станков. Но тем не менее растущие потребности сельского хозяйства, в котором подкованные лошади с грудными хомутами смогли тянуть более тяжелые (чем прежде) плуги с металлическими лемехами, появление артиллерии в XIII веке, растущие города ставили перед технической и научной мыслью новые задачи. Необходимо было решать проблемы водоснабжения городов, развивать транспорт и средства мореплавания. Это вело к более широкому применению новых машин, созданию новых механизмов. Именно Средневековье (не только европейское, но и восточное) изобретает порох, компас, книгопечатание, водяную мельницу для помола зерна, а затем и механические часы, применявшиеся в Европе с XI века. Развивались металлургия и горное дело, давшие впоследствии теоретические знания, связанные с различными отраслями промышленности, сельского хозяйства и военного дела.
Использованная литература
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.