Как бы то ни было, но куртуазная любовь, поднявшись над протестом и бунтом, смогла найти изумительное равновесие души и тела, сердца и ума, влечения пола и чувства. Возвысившись над словесной мишурой и ритуалом, делавшим её феноменом эпохи, поднявшись над манерностью и заблуждениями куртуазной схоластики и, конечно, над нелепостями новых трубадуров, она остаётся нетленным даром. Этот дар из числа тех, которые творит культура мира, пробуя множество переходящих форм; вся эта культура созидает чувственный мир человека. Говорить об этом бессмысленно, нужно только прочесть:
Хотите услышать, сеньоры,
прекрасную повесть о любви и смерти?
Литература:
1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр.- М.: Издат. группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
2. Михайлов А.Д. Легенда о Тристане и Изольде //Легенда о Тристане и Изольде.- М.: Наука, 1976.- (Литературные памятники).- С. 623-697.
3. Михайлов А.Д. Любовная лирика средневекового Запада //Прекрасная Дама: Из средневековой лирики /Сост.: А.В.Парин, О.В.Смолицкая.- М.: Моск. рабочий, 1984. - (Однотомники классической литературы).- С. 3-14.
4. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании //Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро.- М.: Худож. литература, 1976.- (БВЛ).- С. 5-24.
5. Хейзинга Й. Осень Средневековья.- М.: Наука, 1988.- (Памятники исторической мысли).