Смекни!
smekni.com

Садово-парковое искусство (стр. 4 из 10)

Причем идеи философского рационализма переносятся в искусство механистически. Но поскольку живопись обладает конкретно – чувственным восприятием, то возникло противоречие между художественно - мировоззренческим сознанием и техническими возможностями живописи. Этим, возможно объясняется то, что в период расцвета рационализма и естественных наук в искусстве классицизма развивается тенденция «цитирования» мифологических сюжетов античной и библейской истории. Вероятно, античные сюжеты выступали для живописи XVII – XVIII вв. средством для художественного решения «вечных» вопросов познания природы и человека [11,с.88]. Таким образом, в истории развития живописи философия часто выступала в качестве непосредственного теоретического основания миросозерцания художника, определяя зачастую идейно – тематическую направленность его произведений и их содержание.

Новый образ жизни и мышления создали новый тип культуры, новое художественное видение мира. Наметившиеся с XVII в. контуры единой мировой художественной культуры, окончательно определяются в XVIII столетии. В то же время впервые, в XVIII в. культура выступила в качестве основы теоретических концепций познания исторического развития общества. Само слово «культура» стало общепризнанным термином [12,с.269].

В XVIII в. закладываются основы эстетики и искусствознания как научной дисциплины. Это век нравственных поучений и морали, более того мораль XVIII столетия переходит в эстетизм [12,с.269].

В это время природа обособляется как эстетическая тема и противопоставляется природе как предмету научного познания. Природа и человек оказываются в противосоотношении как «природа» и «культура»[13,с.18-19].

С середины XVIII в., с утверждением в науке и общественном сознании идей Просвещения, отношение к природе меняется. Идеологическое обоснование идеи природы мыслителями Просвещения с точки зрения естественности способствовали тому, что впервые «культура» и «природа» оказывается настолько близки, что «культура» начинает рассматриваться как «вторая природа» [39,с.189-190].

Еще одним существенным моментом в художественной культуре XVII – XVIII вв. является определение стиля. Искусство этого времени представлено двумя системами – барокко и классицизм [40,с.90,280].

Таким образом, на протяжении XVII – XVIII вв. формируется новый тип культуры, выразившийся в качественно новом понимании природы. Восприняв достижения предшествующей эпохи, эпоха Нового времени внесла много нового в развитие общественной мысли и западноевропейской культуры. В свете новых воззрений на мир, общество и человека пересматриваются традиционные представления и духовные ценности. Это было время поисков и создания идеальных моделей общественного устройства, философских концепций гармонии природы и человека.

Глава III Садово-парковое искусство Западной Европы XVII–XVIII вв. в стилевом развитии

История садово-паркового искусства зародилась еще в древности. На различных этапах развития цивилизации садово-парковое искусство являлось выражением прогрессивных идей эпохи, философско-эстетических представлений о мире и отношении человека к природе. «Эстетический климат» эпохи определял и назначение парков. В античности они устраивались для размышлений и поэтических мечтаний, в средневековье – для молитв и благочестивых бесед, в Новое время – для празднеств и приема гостей, и так далее, в каждую эпоху по-своему [20,с.16].

Рассмотрим садово-парковое искусство Западной Европы XVII – XVIII вв. на примере Италии, Франции и Англии, так как каждая из этих стран в свое время сыграла определенную роль в развитии садово-паркового искусства.

В XVII в. Италия как в эпоху Возрождения остается ведущим художественным центром Европы [41,с.131]. Вместе с тем под влиянием глобальных геополитических процессов XVI в. культурно-социальная ситуация в Италии изменяется, так как мировоззрение и мировосприятие Возрождения уже не соответствуют новой политической обстановке. Политическая раздробленность, экономический упадок страны, владычество Испании и рост авторитета католицизма предопределили развитие культуры Италии в течении всего XVII века [3,с.466-503].

Кризис, который переживало общество и культура Италии в конце XVI столетия, поставил проблему исторической реальности Нового времени. Благодаря опыту развития предшествующих столетий Италия ранее других стран восприняла веяния новой эпохи. Мастера из различных стран Европы в начале XVII в. устремились в Рим, где они могли не только изучать наследие античности и Ренессанса, но и приобщиться ко всем новым веяниям в искусстве. В это время Рим является главным очагом развития архитектурной мысли в Италии. Здесь формируется и два основных стиля XVII в. – барокко и классицизм [8,с.257-258].

Утверждение стиля барокко связано с кризисом идеалов эпохи Возрождения и изменившейся «картиной мира» на рубеже XVI – XVII вв. Искусство барокко преимущественно обращено к традиционным религиозным и мифологическим сюжетам, исполненным согласно канонам античного искусства и Возрождения [42,с.25-26]. Стиль барокко формируется еще в эпоху Ренессанса, в последствии развиваясь в соответствии с традициями и тенденциями Нового времени.

Принципы нового стиля прежде всего оформляются в архитектуре – уже в дворцово-парковых комплексах конца XVI в. Для них еще характерна «целостность бытия» эпохи Возрождения, «незнающая противопоставления разных его частей – мира и человека», а также чувства уединенности и замкнутости [20,с.65-71].

Характерной особенностью садов Ренессанса является их террасная расположение: террасы связаны друг с другом лестницами, часто украшенными скульптурами и зелеными стенами из постриженных вечнозеленых растений. Известен сад виллы д’Эсте со своими террасами, скульптурными фонтанами и кипарисами [43,с.231]. И сад виллы Ланте, состоящий из нескольких террас [см. Рис. А.1]. Обилие каменных произведений на террасах – фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, лестниц и другой садовой символики – типичное явление садов и парков барокко. Театрализованность барокко требовала, чтобы кусты и деревья принимали форму статуи, а сами статуи сливались с растительностью [20,с.73].

В начале XVII в. происходит постепенное усложнение садово-паркового искусства. Развиваются новые приемы, создающие впечатления единства. Стремление к слиянию различных искусств в ансамбле характерно для художественной культуры XVII в. Это проявилось в стиле барокко. Синтез искусств основан на принципе подчинения их архитектуре. Различные виды искусств как бы продолжали архитектурные формы, превращая их в некий иллюзорный, иррациональный и в то же время чувственно осязаемый мир [9,с.66-67]. Это было обусловлено новым взглядом на мироздание. Если эпоха Возрождения была открытием реального, земного мира как сферы бытия и деятельности человека, то человечеству XVII в. открылась огромность и безграничность Вселенной. Именно в барокко получили выражение новые представления о единстве и постоянной изменчивости мира, о его драматизме.

Садово-парковое искусство барокко распространяется главным образом в конце XVI в. и в течении всего XVII в. Светская архитектура Италии этого периода представлена виллами знати. Это либо городские виллы, находившиеся в близости от городских стен и окруженные парками с декоративной скульптурой, фонтанами и бассейнами. Или загородные резиденции знати, облик которых более свободный, природные элементы непосредственно входят в архитектурный комплекс [44,с.56].

Итальянские виллы создавались по определенной схеме: главное здание, обычно призматической формы, ставилось на склоне холма, поверхность которого использовалась для создания системы подъемов и разбивки парка. Основные архитектурные средства паркового комплекса – лестницы, террасы, каскады, гроты – сосредотачивались на главной оси [45,с.141].

Динамичность пространства создавалась перспективами аллей и движениям воды в каскадах и фонтанах. Барокко стремилось внести движение в архитектуру или хотя бы создать иллюзию движения, поэтому фонтаны, водопады, каскады – типичное явление садов и парков барокко [20,с.86]. Контрасты разнообразных фактур, сочетание различных архитектурных форм придавали ансамблю зрелищный характер. Парк, поражая богатством и разнообразием видов и перспектив, продолжал и дополнял здания виллы [19,с.71-78].

В начале XVII в. в стиле барокко выполнены палаццо Боргезе [44,рис.48] и Барберини в Риме [см.Рис.А.2]. Это частные фамильные дворцы римской знати, в которых архитектура полностью господствует над окружающим пространством. Наиболее ярким примером загородных вилл является вилла Альдобрандини в Фраскати (1598-1604) [22,с.21]. В ансамбле виллы применена трехлучевая система планировки с выделением здания дворца как композиционного центра [см.Рис. А.3].

Для искусства барокко характерна театрализованность мировосприятия, причем барокко сделает объектом театрализации само городское пространство [46,с.155]. Представления о пространстве связывались с идеей бесконечности, активно разрабатывавшейся в философии и математики XVII в. Воплощение принципа бесконечной пространственности реализовывалось через линейную перспективу [47,с.183].

В садово-парковом искусстве барокко в сравнении с садами Ренессанса значительно возрос идеологический момент. Если символика садов эпохи Возрождения в основном носила светский характер, хотя и сохраняла еще представление о саде как о земном рае, то сады барокко должны были демонстрировать социальное положение и вкусы их владельцев [20,с.70-75].