МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины"
Садово-парковое искусство
Курсовая работа
Исполнитель:_Садовский А.Г.
Научный руководитель:
профессор_Максимей И.В.
Гомель 2005
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава I ИCТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Глава II НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ХVII – XVIII вв
Глава III САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII – XVIII вв
Глава IV ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Современное общество вступило в XXI век ... Прогресс, совершенный человечеством за этот период практически во всех сферах жизни – огромен. В то же время мир XX века выявил перечень глобальных проблем, в том числе и экологическую.
XX век особенно остро поставил проблему человека в его отношении к самому себе и к окружающей его действительности. Изучение человека как субъекта социокультурной целостности является одной из целей исторического познания [1,c.54]. Данное исследование осуществляется через анализ и реконструкцию картины мира исторической эпохи.
Дух эпохи включает такие структурные элементы как мировоззрение, мировосприятие и мироощущение данного времени. Все эти компоненты образуют социокультурный смысл эпохи [2,c.52].
Садово-парковое искусство как синтез различных искусств является ярким воплощением картины мира. Оно в наибольшей степени отражает взаимосвязь природа: человек: культура: история, а также включает в себя ценностное отношение человека к миру, информацию о способах познания действительности.
Развитие садово-паркового искусства определяется отношением человека к природе на разных этапах развития. Если проследить эволюцию картины природы в натурфилософских концепциях различных исторических периодов, то можно увидеть, как природа в этих философских картинах несет на себе отпечаток культурно-исторического фона, образа жизни, ценностных ориентаций людей данной эпохи. Истолкование природы непосредственно отражает уровень развития производства и общественной жизни, характер и специфику культурно исторических форм деятельности человека. Менялись формы общественного устройства, а с ними и способы освоения природной среды обществом.
Эстетические и художественные идеи, влияние моды, экономические и технические возможности, требования определенных исторических эпох находят отражение в дворцово-парковых композициях, ассортименте использованных растений, стиле оформления и содержании парковых элементов.
Значение садово-паркового искусства в системе культуры огромно. Во-первых, сады и парки – это творение культуры прошлого, причем образец синтеза различных искусств. Это место общения человека как с природой, так и с произведениями искусства. Во-вторых, это продукт цивилизации, отражения уровня достижений не только в области ландшафтной архитектуры, но и уровня эстетического развития человечества, способов миросозерцания и восприятия самого человека в мире.
Сады и парки являются порождением своего времени и поэтому, говоря о садово-парковом искусстве разных эпох и народов, мы судим о их культуре. Отражение садово-паркового искусства в памятниках живописи также один из способов исторического познания. Характеризуя произведения искусства во взаимосвязи с эпохой, ее вкусами, потребностями общества, мы расширяем представления о самой эпохе, устанавливаем статистические связи искусства данной эпохи с искусством предыдущего и последующего времени. В то же время образ природы – это образ художника как представителя данного общества и эпохи с присущими признаками художественного мышления.
Разрушение старинных садов и парков – процесс естественный, так как на них воздействуют не только исторические уровни существования, но и общие законы биологического развития. Поэтому сохранение как части достояния всего человечества является одной из наиболее актуальных проблем культурного развития современного общества.
Важность решения данной проблемы определяется и тем, что парки – памятники развитой садово-парковой культуры, сочетающие в себе исторические, художественные, градостроительные и иные культурные ценности, – служат образцом для проектирования и создания современных парков. Они являются важнейшей составной частью архитектурных комплексов городов.
Старинные сады и парки играют огромную роль в формировании и повышении культурного развития общества. Расширение и углублений знаний о духовном богатстве прошлого способствует развитию исторического самопознания, эстетическому, экологическому и нравственному воспитанию предшествующих поколений.
Цель дипломной работы – проследить особенности восприятия и познания природы через изображение садов и парков в памятниках живописи XVII – XVIII вв.
Исходя из цели, основными задачами являются:
1. раскрыть особенности общественной мысли и художественной культуры XVII – XVIII вв. о природе и человеке;
2. очертить основные философские концепции мыслителей XVII – XVIII вв. о природе и человеке;
3. показать эволюцию взглядов западноевропейского общества на природу и их влияние на развитие садово-паркового искусства;
4. показать садово-парковое искусство Италии, Франции и Англии XVII – XVIII вв. в стилевом развитии.
Глава I Историография проблемы и обзор источников
Изучением садово-паркового искусства в основном занимались историки архитектуры. Искусство паркостроения преимущественно рассматривалось как дворцово-парковая композиция, в которой доминирует архитектурный элемент, или как история развития того или иного художественного стиля. Эстетическое и мировоззренческое значение этого искусства долгое время не принималось во внимание.
В настоящее время интерес к садово-парковому искусству значительно возрос, что объясняется актуализацией внимания общественности к экологическим проблемам современного мира. Интерес к окружающему нас миру существовал всегда, но в ту или иную историческую эпоху это выражалось по-разному. Важно изучить понимание окружающей действительности людьми данной эпохи, что позволяет взглянуть на мир глазами его современников.
Историография по данной проблеме довольно разнообразна. Прежде всего, это работы общего характера, позволяющие представить основные черты общественно - политической жизни Западной Европы в XVII – XVIII вв. [3,4,5]. Развитию научных знаний и общественной мысли Нового времени посвящены работы В.С.Виргинского [6] и И.В.Круть, И.В.Забелина [7].
Работа В.С.Виргинского о развитии науки и техники в XVI – XIX вв., о важнейших открытиях эпохи Нового времени и их влиянии на изменение представлений западноевропейского общества о мире и природе. Автор прослеживает развитие метафизической картины мира вплоть до XIX века. Работа содержит сведения о развитии естественных наук в эпоху Просвещения, когда наряду с промышленным прогрессом и под влиянием идей разума со второй половины XVIII в. возникают элементы нового взгляда на природу.
«Очерки истории…» И.В.Круть и И.М.Забелина посвящены становлению и генезису экологического знания на разных его уровнях – от философского до геолого-географического. В этой работе проводится экскурс в историю экологической мысли. Так, в истории древнего мира, средневековья и Возрождения материал книги распространяется на все сферы знания о природе и человеке, а вплоть до XVIII в. – и на философию. Еще одной особенностью работы является то, что авторы работали главным образом с оригинальными текстами мыслителей прошлого и цитировали их.
Художественная культура Западной Европы XVII – XVIII вв. освещается в нескольких аспектах: проблема стилей в западноевропейском искусстве рассматривалась Б.Р.Виппером [8], общие черты западноевропейской художественной культуры XVIII в. [9,10], взаимосвязь духовной культуры, философских воззрений и искусства [11,12].
О эволюции идеи природы от античности к эпохе Нового времени, когда природа предстает как предмет художественного восприятия и научного познания, работа А.В.Ахутина [13]. Автор исследует истоки и пути формирования идеи природы и вводит новое понятие природы как художественной категории культуры Нового времени.
Французскому просветительству как движению общественной мысли посвящены работы В.П.Волгина [14] и Х.Н.Момджяна [15]. Несмотря на год издания, в первой работе содержится важный фактический материал, в особенности по философским теориям различных просветителей. Х.Н.Момджян попытался дать общий анализ исторического наследия французского Просвещения в виде плеяды великих французских философов. О истоках и основных направлениях философской мысли XVIII в. книга В.Г.Горбачева [16]. Это одно из новейших изданий по истории философии с древнейших времен по XX век включительно.
Литературу по садово-парковому искусству условно можно разделить на две группы: во-первых, это литература по планированию и созданию основных типов садово-парковых комплексов в соответствии с тем или иным стилем. Это работы А.Д.Жирнова [17], Л.С.Залесской и Е.М.Микулиной [18], Б.И.Кохно [19].
А.Д.Жирнов показал взаимосвязь искусства паркостроения со сменой стилей на примере двух основных видов садово-паркового искусства – регулярного и пейзажного, и охарактеризовал основные принципы построения этих типов парков.
Работа Л.С.Залесской и Е.М.Микулиной посвящена ландшафтному или пейзажному типу парка, истокам его возникновения и дальнейшему развитию.
В соответствии со стилевым развитием характеризует садово-парковое искусство Западной Европы с XVII до конца XIX в.и Б.И.Кохно. Особое внимание автор уделяет ландшафтному планированию, основным приемам формирования паркового пейзажа и эффектам зрительного восприятия природы.
Обобщающей работой по истории садово-паркового искусства в настоящее время является книга Д.С.Лихачева [20]. Автор попытался подойти к тому или иному стилю как к проявлению художественного сознания конкретной эпохи, страны. В работе дается характеристика садово-паркового искусства Западной Европы и России от средневековья до середины XIX века; устанавливаются связи между различными стилями, эпохами, что позволяет представит не только искусство той или иной страны данного периода, но и садово-парковое искусство в целом.