Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет»
Институт психологии
Кафедра истории России
Тема
Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой
Исполнитель: Байбосунова А.Т.
ПП-104
Содержание
Введение
О журнале «Отечественная история»
Об авторе
Основная часть
1) «Царские» праздники
2) Военные «викториальные» праздники
3) Полковые праздники
4) Кавалерские и орденские праздники
5) Организация торжеств
Заключение
Введение
О журнале Отечественная история
Журнал "Отечественная история" - самое известное академическое периодическое издание по истории России - СССР - Российской Федерации.
Среди авторов журнала - известные отечественные и зарубежные историки различных поколений и политических взглядов, а также научная молодежь.
Публикуются дискуссионные материалы, материалы "круглых столов", историографические обзоры, рецензии (отдел критики и библиографии - самый большой из всех аналогичных отделов отечественной исторической периодики), хроника научной жизни.
Публикуются также перечень новой литературы по истории России, темы утвержденных ВАК РФ докторских диссертаций по отечественной истории, а также информация о новых поступлениях зарубежной литературы по истории России в Государственную историческую библиотеку в Москве.
Научный журнал
Периодичность: выходит 6 раз в год.
Основан в 1957 г.
Учредители: Российская академия наук, институт российской истории РАН
Входит в Перечень российских научных журналов ВАК Министерства образования и науки РФ
Тираж: 1650 экз.
Об авторе
Агеева Ольга Гениевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр по изучению отечественной культуры Института Российской истории РАН
Тема, поднятая Агеевой Ольгой Гениевной особенно актуальна на сегодняшнее время. Нынешнее поколение не знает время появления многих праздников. Также тех, кто принял эти торжества в русскую культуру.
Эти проблему изучали многие историки, такие как О.А. Корнилович, К. Масальский, С.Н Шубинский и др. И Агеева О.Г. почерпнула много интересной информации из их источников, например из очерков о балах, маскарадах, рыцарских каруселях и аллегорических маскарадах в России в XVIII в. Основательно изучен стиль торжеств и увеселений русского двора XVIII в., хорошо описаны отдельные праздники (в том числе дни тезоименитств, полтавские годовщины и проч.) Однако для воссоздания целостной картины ежегодных придворных торжеств необходимо очертить круг празднеств такого рода, показать историю их появления в XVIII веке, описать свойственные им формы празднования, что и сделала автор данной статьи.
Целью моего изучения этой статьи в темы в целом является изучение праздников и торжеств, празднуемых во время правления от Петра I до Екатерины Великой. Оказывается, все праздники, которые мы обычно отмечаем, берут свои корни именно с этих времен!
Для себя ставлю задачи понять логику автора и глубже изучить каждый вид увеселений.
Основная часть
Реформы начала XVII в. Перевернули русскую жизнь. Выход России в Европу был связан с усвоением европейской культуры высшими слоями русского общества и предопределил отказ от значительной части наследия Московского государства. Постепенно происходила и европеизация стиля придворной жизни, важной составляющей которой была праздничная культура. В XVIII в. Она отличалась исключительным разнообразием, включая в себя грандиозные коронации на западноевропейский манер, царские погребения, свадьбы, крещение детей Романовых, пышные военный триумфы и мирные торжества в честь завершения войн. Между тем тогда и сложилась и та новая система ежегодных официальных светских празднеств и увеселений (куртаги, ассамблеи, балы, маскарады), которая структурировала повседневную жизнь двора.
Ежегодные светские праздники двора делились на военные, связанные с крупнейшими победами русской армии, «царские », посвященные эпизодам из жизни правящей династии, полковые и орденские. Проведение государственных праздников способствовало утверждению идей государственности, а также значимости властных структур и персон.
В отечественной историографии празднества всегда вызывали живой интерес. Начало разработке темы положили биографии русских монархов и высшего общества. В них описывались коронации, петровские ассамблеи, празднование Нишдатского мира, и елизаветинские маскарады.
Свой подход к исследованию придворных увеселений выработал В.О. Михневич, рассматривавший историю карточной игр, музыки и танцев XVIII в. Д.А. Ровинский открыл изучение огненных потех.
Историки и искусствоведы уделяли внимание декоративному оформлению торжеств, искусству фейерверков, триумфальных сооружений, музыке и театру при дворе. Новаторский характер носят очерки придворной жизни Зимнего дворца второй половины XVIIIв. В книге американского исследователя Р.С. Уортмана изложен взгляд на церемонии и обряды русского двора как на публичное представление, рассчитанное на восприятие на Западе и внутри русского общества «мифов» и символов русской монархии, имевших западное происхождение.
«Царские» праздники
В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон древнего царского быта». Даже «самые обыкновенные, почти каждодневные выходы царя к обедне и вообще к церковной службе в известные праздники были не что иное, как церемониальные шествия».
В XVII в. Возникает новая система ежегодных торжеств. Значительную их часть стали составлять светские празднества, называемые торжественными и викториальными днями.
Начали угасать традиционные праздники, но сформировались новые для России светские торжества. 30 сентября 1696 г. в честь возвращающегося с победой из-под Азова войска в Москве был организован первый «победительный» въезд, положивший начало целой веренице петровских триумфов. Затем в первые десятилетия XVIII в. возник стройный цикл ежегодных светских торжеств российского двора, включавший царские, военные праздники.
С 1 января 1700 г. императорский двор и вся страна начинали праздновать гражданский Новый год, тогда церковное новолетие наступало 1 сентября. По знаменитому указу 20 декабря 1699 г. о праздновании Нового года, полагалось учинить перед воротами некое украшение из древ.
В оформлении новогодних «огненных потех» всегда обыгрывались политические темы. Так, в новогоднем фейерверке 1703г. изображались аллегорические фигуры Времени и Фортуны, план штурма Нотебурга и др., фейерверк 1704 г. украшали статуи Юпитера, Марса и аллегорические картины, посвященные взятию Канец (Ниеншанца), а в 1711 г. га фейерверке были два плана - транспаранта на темы предстоящей войны с Турцией. Политические события отражались и в новогодних фейерверках послепетровского времени. Так, великолепный фейерверк 1760 г. напоминал о победах под Пальцигом и Франкфуртом. Перед зрителями предстали раскаленное солнце с именем Елизаветы, фигуры Славы и Вечности, а также Храм славы с изображением Петра Великого. Впрочем, «огненные потехи» нередко ограничивались иллюминацией, для которой создавались пышные брачные декорации.
В Петербурге 1 января царская чета и первые лица государства с утра слушали литургию в Троицком соборе. Затем следовало пиршество, которое проходило во дворце А.Д. Меншикова на Васильевском острове, в доме его величества, в аудиенц-камере Сената. После обеда царь гулял по улицам города, наблюдая за весельем народа, а завершалось торжество в 8-9 часов вечера, когда в небо взмывали огни фейерверка. В правление Анны Иоанновны новогодние торжества проходили в стенах дворца. 1 января в Большой церкви Зимнего дворца в присутствии августейшей фамилии и петербургского общества совершалась литургия. По выходе из церкви, приглашенные поздравляли императрицу с праздником и целовали ей руку. Затем в пяти парадных помещениях дворца следовал двухчасовой обед. За столы усаживались царская семья, российские и иностранные министры, придворные дамы, и кавалеры, генералитет, старшие офицеры и духовные персоны. Вечером во дворце проходил бал, завершаемый фейерверком на льду Невы и праздничной иллюминацией города.
Литургия, поздравления, целование руки, обеденный или вечерний стол, бал и огненные потехи были характерны для большинства торжеств времени Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, и Екатерины II.
Среди «царских» ежегодных праздников наиболее многочисленными являлись традиционные для допетровской России тезоименитства и относительно новые дни рождения. В московской Руси праздновались только дни царских ангелов, которые по всей стране отмечались церковными службами, выходами в церковь царя и его наследника, столами Золотой и Грановитой палатах и раздачей чинам водки и именинных пирогов в Передней палате или с Золотого крыльца. Празднование дней рождения в России началось только с царствования Федора Алексеевича. С 1676 г. в «Книгах царских выходов», появились отметки о службах в день рождения этого государя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 г. традиционней раздачей коврижек и водки. Впоследствии начали праздновать дни рождения других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили дня рождения и тезоименитства подросших дочерей Петра- Анны и Елизаветы, относительно которых уже строились планы брачных союзов. Что касается дня рождения императрицы Екатерины Алексеевны, о котором возвещали утром пушки петербургских крепостей, то он приходился на Великий пост и вследствие этого праздновался «при дворе тихо». Эти праздники явно преследовали политические цели. Брак Петра при живой царице с непородной иноземкой имевшей уже двух внебрачных дочерей, требовал особых законодательных актов и мероприятий, направленных на то, чтобы русское общество свыклось со второй семьей самодержца.