Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.
Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла - Варфоломеем и Стефаном, - решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (то есть малая церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.
Жизнь в лесу вдали от людей была очень тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, вскоре удалился в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, оставшись один, призвал к себе некоего старца, игумена Митрофана, и принял от него монашеский постриг с новым именем - Сергий. Шел ему в ту пору двадцать четвертый год.
Около двух лет Сергий провел в пустыньке в совершенном одиночестве, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один за другим собрались к преподобному двенадцать человек. Сергий, до того не особо желавший разрушать свое уединение, все же уступил и позволил им поселиться рядом с ним. Очень скоро келий, по числу пришедших, стало двенадцать; три или четыре из них Сергий возвел своими руками. Поселение было сразу же обнесено тыном с воротами.
Игуменство возложили на старца Митрофана, который тоже пришел к Сергию, как только составился монастырок. Когда же Митрофан скончался - игуменство принял на себя сам преподобный. Случилось это в 1344 году, спустя семь лет после пострига.
В монастыре не было священника, лишь в праздники и воскресные дни приходил батюшка из соседнего селения и совершал литургию. Однако Сергий приучил иноков строго соблюдать порядок повседневного служения. Семь раз в день собиралась братия в храме для общей молитвы.
Так минул еще десяток лет, и братия стала умолять Сергия быть их духовником. Преподобный, по великому смирению, долго отказывался, но братолюбие одержало верх. От епископа Волынского Афанасия, которого
Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. Страница книги, изданной в Москве в 1646 году.
Святитель Алексий, митрополит Московский, оставил своим наместником на время отъезда в Константинополь, сорокалетний Сергий принял посвящение в сан пресвитера и игумена (до того он лишь исполнял игуменские обязанности).
Не принесши из мира в пустыньку никакого имущества, преподобный вряд ли помышлял о благолепном храме и процветании монастыря. Однако пути Господни неисповедимы, и пожелал подвизаться у него в пустыньке смоленский архимандрит Симон. Пришедший вручил преподобному на монастырское благоустроение все свое состояние. На эти средства построили большой деревянный храм и привели в порядок кельи, расположившиеся теперь четырехугольником вокруг храма.
Симон Азарьин, бывший казначеем и келарем Троицкого монастыря в первой половине XVII века, в житии архимандрита Дионисия сообщает, что до осады обители поляками, предпринятой в эпоху русской Смуты, была в ней деревянная церковь чудотворца Димитрия Солунского, стоявшая на Святых воротах вместе с каменной церковью преподобного Сергия. Судя по этому описанию, ограда монастыря была к тому времени уже настоящей деревянной стеной. По всей видимости, тын, которым обнесли монастырь первоначально, заменили еще при преподобном Сергии.
Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вел полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий, готовясь выступить в поход, просил благословения и молитвы у Радонежского игумена, почитая того как своего духовного отца. Двух известных своей ратной доблестью схимников Троицкой обители придал войску княжескому преподобный Сергий. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И все то время, пока шла жестокая сеча, преподобный стоял с иноками на молитве, непостижимым образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.
После 78 лет жизни, 55 лет монашества и 48 лет игуменства преподобный Сергий светло отошел 25 сентября 1392 года, перед кончиной заповедав братии хранить чистоту православной веры. Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон.
В Едигеево нашествие на Москву, случившееся в конце 1408 года, Никон был во сне предупрежден преподобным Сергием о напасти и заблаговременно увел братьев в безопасное место. Однако сам монастырь был тогда выжжен дотла. Вернувшийся Никон отстроил его заново.
В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия, после чего Никон воздвиг над мощами учителя вместо деревянной церкви каменную - великолепный Троицкий собор. Для его росписи приглашены были лучшие иконописцы - иноки Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем и написана знаменитая икона Троицы. Важно отметить, что до Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов.
О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения - близ своего духовного отца. Причастившись, преподобный Никон дал братии последнее благословение и, осенив себя крестным знамением, отошел к Богу 17 ноября 1426 года. Погребен он был близ раки своего учителя.
С сентября 1608 до начала 1610 года обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев, русских было в пятнадцать раз меньше. Лишь заступничеством преподобного Сергия, явную помощь которого защитники обители неоднократно тогда видели, можно объяснить то, что 16-месячная осада закончилась для поляков поражением. Многие чудеса, явленные в дни осады, описаны келарем монастыря Авраамием Палицыным в его сочинении о Смуте "История в память предъидущим родом".49 (из 77) глав "Истории" посвящены Троицкой осаде, именно эти главы более известны как "Сказание Авраамия Палицына".
После снятия осады настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий. Помощь раненым, уход за больными и предоставление крова бездомным были тогда основными занятиями троицких иноков, Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы и цены сбил, сохранив таким образом жизнь тысячам людей. С Дионисием связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным он разослал во все концы России грамоты, призывавшие к борьбе. В октябре 1611 года такая грамота достигла Нижнего Новгорода. Незадолго до этого благочестивому горожанину Кузьме Минину трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы. Вскоре стараниями Минина и нижегородцев было собрано ополчение, возглавленное князем Димитрием Михайловичем Пожарским. В августе 1612 года ополчение пошло на Москву. У стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен.
Летопись говорит, что, когда ополченцы выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак неблаговоления Божия к их походу. Но тотчас по окончании молебна и окропления святой водою воинов, лошадей и артиллерии встречный ветер утих, а от самого гроба преподобного Сергия подул сильный попутный. И уже 25 октября Дионисий служил благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Кремля.
Во время стрелецких бунтов, предшествовавших воцарению Петра I, стены обители дважды служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нем от злоумышлявших против них стрельцов. А спустя семь лет юный Петр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой.
1 октября 1742 года по указу императрицы Анны Иоанновны в монастыре открыли семинарию, а два года спустя Троицкая обитель получила титул Лавры.
В те времена богатство монастыря составляли вотчины, коих у Лавры было несметно. Но даже после отъема монастырских земель в 1764 году обитель не оскудела, В Отечественную войну 1812 года монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром (по тем временам огромные деньги) и больше пяти пудов серебра. Когда наполеоновские отряды рыскали по окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель.
В 1814 году была переведена в Лавру из московского Заиконоспасского монастыря Духовная академия, заменившая собой семинарию. Московская духовная академия - это та самая знаменитая Славяно-греко-римская академия, первое в Руси высшее учебное заведение, учрежденное в 1687 году под названием "Эллино-греческие схолы". Именно со Спасских школ (еще одно название "схол") начинается отсчет высшего образования в России.
Из настоятелей Лавры XIX века особо почитаемы святитель Филарет (Дроздов), известный своей поэтической перепиской с Пушкиным, и святитель Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Америки. Мощи обоих до недавнего времени находились в Успенском соборе Лавры. В 2004 году мощи святителя Филарета перенесли в храм Христа Спасителя. Весьма почитаем и преподобный Антоний (Медведев), много трудов положивший на создание лаврских скитов. Открытый при нем Гефсиманский Черниговский скит стал центром московского старчества. Самым известным здешним подвижником был преподобный Варнава (Меркулов).
Грянул 1917 год. Началась конфискация монастырского имущества. Через год, в ноябре 1918 года, решением Совнаркома Троице-Сергиева Лавра была национализирована. В апреле 1919 года совершилось одно из самых кощунственных деяний богоборческих лет: вскрытие мощей преподобного Сергия. Новые власти тогда не послушали защищавших святыню от поругания верующих; единственная уступка, на которую пошли большевики, - не уничтожать мощи, а оставить в обители.