Висячие сады Семирамиды
Когда царь Вавилона в VI веке до нашей эры Навуходоносор решил жениться, и он выбрал красавицу Нитокриде, дочь своего союзника-царя Мидии.
Царь Навуходоносор привез свою молодую жену в Вавилон. Но царица, выросшая среди лесов и растений, соскучится по своей стране. Наскучил ее однообразный пейзаж вокруг царского дворца – серые пески, такого же безжизненного цвета здания, пыльные улицы. И за воротами шумного Вавилона те же пустынные голые долины. Молодая царица затосковала. Навуходоносор заметил печаль любимой жены и спросил, чем развлечь ее. Нитокрида ответила, что ей хочется снова оказаться дома, среди любимых лесов и цветов, насладиться их запахом, услышать пение птиц. И тогда Навуходоносор приказал возвести посередине торгового Вавилона небывалый дворец и превратить его в сад.
Строительство велось быстро. Царица сама наблюдала за его ходом. На столбы высотой 25 м, служившие опорами, рабы уложили каменные плиты, с боков установили невысокие стенки. Сверху каменный пол залили горной смолой, битумом и положили листы свинца. Дворец создавался уступами, на огромные террасы, которые соединились между собой лестницами, сделанными из белого и розового камня, насыпали плодородную землю. Сколько предполагалось возвести ярусов, доподлинно неизвестно, до нашего времени дошли сведения о четырех.
Деревья, кусты и цветы для посадки по желанию царицы отбирали и везли из Мидии, высаживали в землю и поливали водой из Евфрата, которую доставляли рабы. На ярусах устроили специальные подъемные машины с кожаными ведрами, которые в нужнее время подавали воду для полива. На деревьях сделали гнезда, в которые посадили привезенных певчих птиц.
Необыкновенный дворец быстро возвысился над стенами Вавилона, его зеленые насаждения с яркими цветами были хорошо видны из голой долины Двуречья и казались чудом. Так свидетельствуют древние хроники. О дальнейшей судьбе царицы, ради которой были построены Висячие сады, ничего не известно. Имя Нитокриды исчезло, а вот имя другой царицы из Ассирии, Семирамиды, по-ассирийски Шаммурамат, правившей в IXвеке до нашей эры, то есть гораздо ранее эпохи Навуходоносора, не только дошло до нашего времени, но и оказалось связанным с Висячими садами.
Согласно легенде, Семирамида, храбрая воительница, попросила одного ассирийского царя в награду за любовь… дать ей поцарствовать три дня. Царь согласился и уступил ей трон. Она тут же приказала страже схватить его и казнить. Что и было исполнено. Так она стала правительницей Ассирии. Царица в дальнейшем воевала с соседними странами, а в конце жизни превратилась в голубку и улетела из дворца. Эта легенда о царице Семирамиде каким-то странным образом из-за ошибок путешественников уже во времена древнегреческого историка Геродота переплелась с Висячими садами Навуходоносора и дала им название, дошедшее до нашего времени – Висячие сады Семирамиды.
После смерти Навуходоносора Вавилон захватили персы, позднее в него вошли войска Александра Македонского. Знаменитый полководец хотел сделать этот город столицей своей империи, но неожиданно заболел и умер. С того времени Вавилон постепенно приходил в упадок. Дворец Навуходоносора разрушали ветер и разливавшиеся воды Евфрата, он почти исчез из поверхности земли. И только благодаря упорству немецкого археолога Роберта Кольдвея, проведенным им археологическим раскопкам и записям древнегреческих историков удалось узнать историю и Вавилонской башни, и Висячих садов.
Храм для Артемиды
Турция, VI век до нашей эры.
В античные времена Эфес был одним из крупнейших портов на западном побережье Малой Азии. По Эгейскому морю к нему из разных городов Средиземноморья приплывали торговые суда. Но прославился Эфес не столько своей торговлей, сколько удивительным храмом, возведенным в честь Артемиды – богини плодородия, покровительницы семейного очага, домашнего скота и диких зверей.
Считается, что список «Семи чудес света» составил финикийский поэт и путешественник Антипар из Седона Левантийского. Семерка с незапамятных времен относилась к мистическим цифрам: семь видимых ярких планет на небе – Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, семь цветов радуги. Поэт побывал в Вавилоне, Родосе, Александрии, Эфесе. «Я видел стены неприступного Вавилона… и Зевса на берегах Алфея, - писал он. – Я видел Висячие сады и гробницу Мавсола. Но когда я увидел священный храм Артемиды, все остальное потускнело, так как само солнце не видело ничего прекрасного».
Покровительницей города Эфеса была богиня Артемида – по греческой мифологии дочь могучего Зевса, сестра Аполлона. Греческие ваятели изображали ее в самых разных видах. Ей поклонялись, ей принесли дары. Чтобы возблагодарить богиню за плодородие земель и добиться ее благосклонности, жители Эфеса решили построить в ее честь храм. Первоначально он был деревянным. Но архитектор Харсифрон из Кносса обещал создать храм из мрамора и сделать его таким большим, какого не было, ни у одного народа. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз.
По проекту Харсифрона, стены храма должны были окружать два ряда гигантских колонн высотой до 20 м. Строительные работы велись тяжело и продолжались долгие годы. Харсифрон умер, когда только появилась колоннада. Дальнейшим возведением здания занимался его сын Метаген, но и он не смог закончить. Строительство продолжили другие архитекторы – Пеонит и Деметрий. Все было завершено в 550 году до нашей эры. На углах крыши храма стояли четыре мраморных быка, на фронтоне – скульптурная композиция из мрамора. Внутри храм также был облицован мраморными плитами, а в центральном зале возвышалась пятнадцатиметровая скульптура самой богини плодородия Артемиды, украшенная золотом и слоновой костью.
По преданию, двести лет спустя, в 356 году до нашей эры, храм Артемиды поджег житель Эфеса Герострат, который хотел таким образом прославиться. Храм сильно пострадал, сгорели все его деревянные конструкции. Однако существует и другая версия, согласно которой Герострат поджег не каменное здание, а прежнее деревянное сооружение. По странному совпадению каменный храм Артемиды был уничтожен в тот день, когда родился Александр Македонский. Спустя годы великий полководец посетил Эфес и предложил деньги на восстановление храма. Но жители города отказались от денег, ответив, что «Боги богам не сооружают храмов», и сами восстановили его.
Храм Артемиды просуществовал до III века. Город терял свое значение, жители покидали его. Храм разграбили, а землетрясения завершили его разрушение. До нашего времени сохранились немногие каменные блоки, которые установили в одну колонну.
Статуя Зевса Олимпийского
Греция, V век до нашей эры.
Греки преклонялись перед Зевсом. Они ставили ему памятники, возводили храмы и считали, что он единственный, кто вносит в мир закон и порядок, его почитали как покровителя наук, спорта, искусства и морали.
До нашего времени дошли многие культовые статуи Зевса, изображающие его на троне с атрибутами власти. В живописи XVI-XVIII веков особой популярностью пользовались сцены, связанные с мифами о Данае, Европе, Ио, Леде. И везде главным героем выступал Зевс.
Считалось, что Зевс, как и другие боги, живет на горе Олимп, давшей название греческому городу – Олимпия. Этот город зародился в VII-IV веках до нашей эры и располагался в северо-западной части Пелопоннеса. В те времена он являлся не только религиозным центром Древней Греции, но и сосредоточием спортивной и культурной жизни страны. В Олимпии проводились знаменитые легкоатлетические состязания, названные впоследствии Олимпиадами. Поэтому именно в Олимпии было решено возвести храм самому почитаемому, самому любимому богу – Зевсу.
В начале V века до нашей эры жители Олимпии пригласили знаменитого афинского ваятеля Фидия, известного своими скульптурами, изготовленными для Парфенона, особенно грандиозной бронзовой статуей Афины Промахос, предводительницы в битвах, которую он воздвиг на афинском Акрополе. Фидию предложили возвести в Олимпии храм Зевса. Это сооружение должно было превзойти все прежде им созданное. Фидий согласился, и работа началась.
До нашего времени дошло только описание храма, который, по мнению современников, относился к лучшим образцам раннеклассического греческого стиля. К входу вели не традиционные ступени, а широкий гладкий пандус. Пол для центрального зала, где были установлены два ряда колонн, выложили черным мрамором. Свет поступал через вырез в крыше. Статую Зевса скрывал широкий расписной занавес. Когда его убирали, вошедшие люди могли видеть фигуру Зевса, сидевшего на троне. Его голову украшал оливковый венок. Густая волнистая борода прикрывала нижнюю часть лица. В правой руке он держал фигурку крылатой богини победы Нике, а в левой – скипетр со священным орлом. Высота статуи достигала 13 м.
Фидий вырезал бога из дерева и покрыл тело полированными пластинами из слоновой кости. В глаза вставил драгоценные камни. Чтобы слоновая кость не высушивалась и не коробилась, ее постоянно протирали оливковым маслом, от этого мрамор у пьедестала также блестел.
Приезжавшие из Афин и Рима высокие гости отмечали мастерство Фидия, создавшего настоящий шедевр. Римский политический деятель и искусный оратор Цицерон назвал статую Зевса Олимпийского воплощением мужской красоты. И позднее многие писатели, философы, побывавшие в Олимпии и видевшие творение Фидия, не могли не высказать своего восхищения и относили статую к лучшим творениям человечества, к одному из «Семи чудес света».
Многие римские императоры жаждали увезти статую в Рим, об этом мечтали и Калигула, и Нерон, но обстоятельства складывались не в их пользу.
Дальнейшая судьба этого произведения печальна. В конце IV века статую увезли в Константинополь. Там ее выставили в одном из дворцов. И снова восхищение, и восторг видевших ее людей. Но долго вне стен своего дворца фигура Зевса Олимпийского не простояла. Во время пожара в 475 году она сгорела.