Царь Мавсол и его мавзолей
Турция, 350 год до нашей эры.
Небольшой турецкий порт Бодрум основали греческие колонисты. В давние времена он был столицей Кари и назывался Галикарнас. В нем родился будущий греческий историк Геродот, который о своем родном городе почти ничего не писал. Но Галикарнас, тем не менее, остался в истории и в большей степени благодаря другому человеку, жестокому правителю Мавсолу, который еще при жизни велел строить себе необыкновенной красоты гробницу. Она и вошла в список «Семи чудес света».
В эпоху правления Мавсола (377-352 до нашей эры) столица Карии Галикарнас считался самым процветающим городом побережья Малой Азии. В нем были построены беломраморные храмы, посвященные богу войны Аресу и богине любви Афродите. В центре города бил фонтан Салмакина, в театре шли представления, кругом были дворцы и зеленые сады. В гавань прибывали торговые суда, которые привозили товары из разных городов Средиземноморья, и улицы наполнялись чужеземной речью. И хотя о царе Мавсоле сохранились как о деспоте, который притеснял своих подданных, собирал с них непомерные налоги, тем не менее, он очень радел о процветании Галикарнаса, возвеличивал его роль, способствовал распространению греческого искусства и философии. Но при этом не забывал и о себе.
Строить гробницу царю начали еще при жизни. С этой целью в Галикарнас пригласили лучших архитекторов того времени, Пифия и Сатира, они создавали само здание, а скульпторы Леохар и Скопас высекали из мрамора фигуры богов, всадников и зверей для его украшения. Усыпальницу возводили в самом центре города, так как своим великолепием она должна была затмить все местные дворцы и храмы. Но самому Мавсолу увидеть ее завершенной не довелось, он умер в 352 году, за два года до окончания строительства. Заканчивала строительство его жена Артимисия, не жалевшая денег для вечного дома любимого мужа.
У гробницы имелись три яруса: нижний – массивный прямоугольный цоколь-постамент, облицованный мраморными плитами и окруженный мраморными фигурами львов и всадников. Его размеры примерно 43 м в длину и 20 м в ширину. Второй ярус – это 36 колонн, установленных по периметру цоколя-постамента. Они поддерживали третий ярус – крышу, похожую на ступенчатую пирамиду. Верхушку гробницы завершала мраморная скульптура – колесница с четверкой лошадей, в ней «восседали» трехметровые статуи Артемиссии и ее мужа Мавсола. Высота всего сооружения достигала 46 м. Гробница с колоннами с одной стороны была похожа на пирамиду фараонов, с другой – на классический греческий храм-усыпальницу. Но и Артимисия не дождалась полного завершения работ над гробницей, умерла, как считали современники, от горя и печали по скончавшемуся мужу.
Согласно описаниям древних историков, стены гробницы украшали мраморные рельефы, отображавшие сюжеты из греческой мифологии, героические подвиги Тесея, битвы кентавров с лапифами.
Мавзолей Мавсола простоял почти девятнадцать веков. Казалось, время было не властно над ним, и он сохранится вечно. Даже землетрясение в XIII веке не разрушило его, а только повредило. Его можно было восстановить, однако пришедшие в Галикарнас в XV веке рыцары-иоаниты разрушили мавзолей полностью. Его каменные остатки они использовали для постройки своих храмов. И только в XIX веке, когда турки овладели городом и переименовали его в Бодрум, европейские археологи, в основном английские, нашли остатки странных мраморных плит с рельефами из мифологии, которые были вмонтированы в стены крепости. Их выломали, перевезли в Лондон и выставили в Британском музее. Так постепенно удалось узнать историю создания мавзолея царя Мавсола и воссоздать его внешний облик.
Колосс Родосский
Греция, 285 год до нашей эры.
Бронзовый колосс, воздвигнутый в 285 году до нашей эры на греческом острове Родос в Средиземном море и причисленный к «Семи чудесам света», в описаниях людей, видевших его, выглядел как человек гигантских размеров. Его высота составляла 70 локтей, или около 40 м, в голову обрамлял венец из «солнечных лучей», в поднятой правой руке он держал горевший факел. Сами жители называли его богом солнца Гелиосом.
Созданию статуи предшествовало одно историческое событие. В 302 году до нашей эры македонский царь, успешный полководец Деметрий Полиоркет напал на Родос, но взять штурмом город, окруженный крепостными стенами, ему не удалось. И он велел соорудить несколько осадных машин, а самую большую, подобную башне, поставить на колеса. Она была почти тридцатиметровой высоты. Ее тотчас прозвали «погубительницей городов». С помощью этого необычного осадного тарана Деметрий надеялся пробить в стене брешь. Осажденные, увидев приближавшуюся с грохотом высокую башню, поняли, что настал их последний час и стали усердно молиться богу солнца Гелиосу. Они просили у него защиты, обещая увековечить его облик. И бог их «услышал». Согласно преданию, перед башней неожиданно возникла огромная яма, куда башня свалилась и развалилась. Нападение было сорвано. Царь Деметрий, удивленный происшествием, согласился заключить с родосцами мир.
В знак благодарности своему богу и в память о радостном событии родосцы решили возвести статую бога солнца Гелиоса. Ее хотели создать необычайной величины, намного выше напугавшей их осаждавшей башни. Эту работу они поручили известному скульптору Харесу из Линдоса, считавшегося, учеником знаменитого Лисиппа. Родосцы продали остатки башни осадных машин, и собранные деньги отдали ваятелю. Почти сразу начались споры, где лучшее место для статуи – в центре города или на берегу.
В это время Харес начал создавать фигуру с ног. Когда металлический каркас для них был готов, он велел рабочим рядом возвести земляную насыпь. По мере «роста» фигуры росла и насыпь. Внутрь полых ног статуи для устойчивости бросали камни, глину, вокруг них также насыпали землю, чтобы они не раскачивались. Статуя поднималась, обретала черты человека, а отцы города все еще не могли договориться о том, где ее ставить и какая от нее польза.
Когда все было закончено и земляные насыпи убрали, то перед жителями возник «блестевший золотом гигантский человек». Он поражал своей мощной атлетической фигурой. Его хорошо было видно со всех точек города и с моря.
По дошедшим до нас противоречивым сведениям, фигура Колосса могла стоять в двух местах: либо на возвышении в центре города, либо в гавани, где ее могли видеть проплывавшие мимо иностранные моряки. По одной из версии, совершенно фантастической, статую с широко расставленными ногами установили над входом в гавань. И якобы между ногами, как между воротами, проплывали корабли. Именно таким Колосса изобразили многие западноевропейские художники XVI века. Именно таким он и остался в памяти людей. Однако никто тогда не учитывал, что расстояние между пирсами, которые могли служить опорами для ног, было, как минимум, 400 метров, а сама фигура едва достигла 40 метров. Статуя, скорее всего, стояла на берегу. Но у проплывавших мимо моряков, восхищенных небывалым зрелищем, вполне могла появиться иллюзия, что они двигаются у Колосса между ног.
Как бы там ни было, на сооружение Родосского колосса ушло 12 лет, потрачены были десятки тонн металла, в основном бронзы. Но статуя простояла недолго, примерно 60 лет. Землетрясение 220 года повергло ее ниц. У колосса подогнулись колени, и он развалился.
В таком состоянии статуя пролежала не одну сотню лет, пока в VII веке арабский наместник, правивший на острове, не продал сохранившиеся бронзовые ее части одному купцу. И остатки бога солнца Гелиоса на 900 верблюдах увезли в Сирию на переплавку.
Маяк Александрийский
Египет, 285-279 годы до нашей эры.
Необходимость появления в III веке до нашей эры маяка возле крупного портового города Александрия, основанного Александром Македонским и названного в его честь, диктовалась чисто практическими соображениями – темными ночами торговые суда, направлявшиеся в гавань, нередко садились на мель.
Костры на берегу, которые традиционно зажигали на самых высоких местах для ориентации судов, не давали представления, с какой стороны находится гавань. И впервые прибывавшие в Александрию мореплаватели не сразу могли догадаться, какое это место, где мели, где фарватер. Река Нил за многие годы вынесла в Средиземное море огромное количество ила и песка. И в результате на побережье образовались многокилометровые песчаные отмели. Чем активнее развивалась торговля, тем острее ощущалась необходимость указывать путь судам в порт. Для этого требовалось возвести высокое здание, на вершине которого по вечерам зажигался бы костер, чтобы все мореплаватели издалека могли бы его видеть и двигаться в нужном направлении.
Александр Македонский хотел сделать Александрию столицей своего государства, хотел, чтобы она составила конкуренцию финикийским портовым городам и стала самым развитым среди них на всем средиземноморском побережье, но сделать этого он не успел. Его дело продолжили преемники – Птолемей I Сотер и Птолемей II Филадельф, которые решили возвести каменную башню со светильником, или маяк.
Местом для строительства башни избрали располагавшийся у входа в бухту небольшой скалистый остров, называемый Фарос. Сначала соорудили каменную дамбу для соединения острова с материком. Затем знаменитый архитектор того времени, богатый купец Сострат Книдский предложил необычный проект и выделил 800 талантов серебра на его постройку. Это было грандиозное, невиданное еще сооружение, составленное из нескольких башен, сужавшихся кверху. Высота маяка должна была достичь 140 метров, почти на уровне пирамиды Хеопса – самого высокого сооружения того времени (по некоторым данным еще выше, до 180 метров). Огонь, который должен был зажигаться на его верхушке, моряки могли бы видеть на большом расстоянии. Каменный исполин напоминал роскошный дворец, который должен был свидетельствовать о могуществе Александрии, о ее богатстве и процветании.