Реферат
Тема: Семь чудес света
Введение
Цель моей работы заключается в рассмотрении вопроса о древних чудесах света. Для рассмотрения этого вопроса я хочу рассказать о каждом из семи чудес света, в частности: о египетских пирамидах, висячих садах Семирамиды, храме для Артемиды в Эфесе, статуе Зевса Олимпийского, Мавзолее в Галикарнасе, колосс Родосском и маяке на острове Фарос.
Семью чудесами света, так почти дословно пишется во всех научных справочниках, - считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков.
О семи чудесах света писали разные ученые по-разному. Например, «отец истории» Гередот относит к чудесам света Вавилонскую башню – мост через реку Евфрат. А римский поэт Марциал считает первым чудом света Римский Колизей.
Чаще всего из перечисляемых чудес света встречаются лабиринт Миноса на острове Крит, гробница Адриана в Риме, римский Капитолий, Афинский Акрополь и алтарь Зевса в малоазийском городе Пергаме.
Египетские пирамиды
Египет, 4500 лет до нашей эры.
Как нам всем известно, одним из семи чудес света, и единственным из этих, которое достигло, до нашего времени, является пирамиды – гробницы древних египетских царей.
Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки - мастабы - и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.
Примерно четыре с половиной тысяч лет назад здесь были воздвигнуты выдающиеся сооружения эпохи древнего царства – пирамиды фараонов Хеопса, его сына Хефрена, внука Микерина и статуя Сфинкса.
До конца ХIХ века в мире не было более высокого сооружения, построенное руками людей, чем 146-метровая пирамида Хеопса. Пирамиды видны издалека, за многие километры.
С древних времен люди, посещавшие Каир и восхищавшиеся величием пирамид, задавались вопросами: Зачем их сооружали? Какую цель преследовали фараоны, собиравшие по всей стране десятки тысяч рабов и гнавшие их на тяжелейшее строительство гигантских каминных пирамид? Что они означали?
Созданием этих пирамид фараоны обеспечивали своему бессмертному духу вечное жилище. По верованиям того времени, смерть – это новая жизнь. Фараонам с детских лет внушали жрецы, что к своей последующей посмертной и вечной жизни они должны готовиться заранее. Они утверждали, что фараон – сын солнца и после своей земной жизни должен присоединиться к другим богам. Именно жрецы во время религиозных обрядов и посвящений напоминали, что тело человека смертно, а душа продолжает жить и бродить после смерти. Однако, бессмертной душа человека окажется лишь при условии, если тело человека будет забальзамировано и уложено в каменный саркофаг.
Усопший фараон должен был оставаться в полном покое и одиночестве. А таким местом, куда не мог проникнуть никто, могли служить неприступные каменные сооружения – подземные храмы.
До нашего времени о жизни фараона Хуфу, как называли его греки Хеопс, дошло мало сведений. Но, как известно, с первых дней правления он интересовался со строительством своего гробного дома. А место для его сооружения выбрали на левом берегу Нила, у границы с пустыней. Оно было гладкое, ровное и не требовало особого создания фундамента.
Работы не прекращались ни днем, ни ночью. Хеопс был очень безжалостным человеком. Когда у него не стало хватать денег на строительство, он продал свою дочь. Фараон Хеопс запретил совершать жертвоприношения и приказал всем египтянам работать исключительно на него. На стройке постоянно трудились сотни тысяч человек, которые сменялись каждые три месяца. Сама пирамида потребовала двадцать лет работы. Она квадратная, ее высота от земли составляет 146 м. Но, в настоящее время ее высота понизилась до 137 м, а на ее вершине образовалась площадка шириной 10 м.
Каждый из составляющих пирамиду камней весил примерно две с половиной тонны, но некоторые достигали нескольких десятков тонн.
Всего в пирамиду Хеопса было уложено свыше 2,5 миллиона каменных блоков. Ее общий вес составляет около 6 миллионов тонн.
Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.
Но Хеопс не дожил до окончания возведения своей пирамиды. Стройку завершил его сын Хефрен. Он начал рядом возводить свою пирамиду и Сфинкса, в котором запечатлен его облик. Сфинкс–по египетским представлениям «отец ужасов» - лежащий лев с человеческой головой, должен был охранять покой фараонов. Изначально он был покрыт гипсом и разрисован цветными красками.
Фараона после его смерти бальзамировали и готовили к вечному путешествию. «Солнечные лодки» с телом покойного прибывали к левому берегу Нила, и жрецы приступали к процессу погребения мумии. Они шествовали по закрытой галерее в сторону подземного храма. В конце пути, в центральном дворе при усопшем оставались только его наследник и Великий жрец. Перед статуями богов начинался обряд установления связи умершего с потусторонним миром. Отсюда мумию направляли по тайной дороге в специальную подземную камеру. Закрытый каменный саркофаг установили на постамент, вокруг раскладывали дорогие сокровища, нужные в дороге вещи.
После этого камеру замуровывали мраморными плитами и заваливали камнями все проходы, чтобы никто не мог потревожить фараона, душа которого ожидала восхождения к солнцу.
Только в IХ веке удалось впервые проникнуть в пирамиду Хеопса. От входа на северной стороне внутрь вел узкий коридор до Большой галереи, длина которой составляла 46 м. От нее начинался путь наверх к Большому склепу, находившемуся на высоте 43 м. Внутри него был обнаружен пустой каменный саркофаг. И никаких следов вскрытия или ограбления. Очевидно, саркофаг установили для «отдыха» души фараона при его восшествии к солнцу. Пирамиды свидетельствуют о непомерных амбициях фараонов, желавших оставить о себе вечную память.
Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.
Геродот, собиравший во время своего путешествия по Египту рассказы о фараонах - строителях пирамид, писал о том, что цари Хуфу и Хафра, воздвигшие самые большие пирамиды, были и после смерти ненавистны народу. Рассказывали, что народ, доведенный до отчаяния непосильным трудом, поборами, голодом и нищетой, восстал и разорил гробницы этих двух наиболее беспощадных тиранов. Мумии Хуфу и Хафра были выброшены из их великолепных гробниц и растерзаны на куски. Статуи, увековечивавшие память этих жестоких угнетателей, возмущенный народ разбивал везде, где только они встречались. А ненавистные имена Хуфу и Хафра в течение многих столетий были преданы забвению, народ избегал называть их.
От повелителя, построившего себе величайшую пирамиду, которую в древности причисляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное здание, созданное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось со временем. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, так что пирамида понизилась на 9 м.