Раздел 2.
«Технология изготовления панно, и других декоративных изделий элементами художественной росписи». В этом разделе раскрываются основные способы оформления вазы для цветов, декоративных панно, росписи зеркал, стеклянной посуды и многого другого в технике росписи по стеклу. Предлагаются варианты оформления изделий художественными элементами росписи по стеклу, в результате чего из отобранных вариантов ученики изготавливают свои собственные изделия.
Практические занятия позволяют ученикам ознакомиться с техниками росписи по стеклу, прочувствовать, как ложится краска, как можно с помощью контура придать плоскому рисунку объем, и научиться использовать другие материалы для оформления изделий из стекла.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
Раздел 1. Введение в технику художественная роспись по стеклу | |||||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 | |
2 | Техники росписи по стеклу | 2 | 6 | 8 | |
3 | Роспись выпуклой и вогнутой поверхности | 2 | 6 | 8 | |
4 | Декорирование формованного стекла | 2 | 6 | 8 | |
5 | Техника «Тиффани», стиль «Галле» | 2 | 12 | 14 | |
Раздел 2. Технология изготовления панно, и других декоративных изделий элементами художественной росписи | |||||
1 | Варианты оформления изделий элементами художественной росписи. Эскиз. | 2 | 2 | 4 | |
2 | Оформление индивидуальных работ(панно, посуда, зеркало, ваза) в технике росписи по стеклу | - | 20 | 20 | |
3 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | 1 | - | |
Итого | 64 |
1. Вводное занятие
Знакомство. Художественный витраж. Исторические особенности. Виды. Инструменты и материалы. Наглядные изображения. Просмотр литературы.
2. Техники росписи по стеклу
Назначение витража. Свойства. Применение росписи по стеклу в интерьере. Техники росписи по стеклу (Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани). Знакомство с красками и другими материалами. Эскиз.
Практическая работа
Экспериментальная работа по освоению росписи по стеклу
Инструменты и материалы
Краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкие камушки, скелетизированные листья и др.
3. Роспись выпуклой и вогнутой поверхности
Роспись ваз, посуды. Технология, особенности. Приемы и методы. Трудности и выход из них
Практическая работа
Стеклянная кружка или маленькая вазочка на выбор
Инструменты и материалы
Краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкие камушки, скелетизированные листья и др.
4. Декорирование формованного стекла. Резка цветного стекла. Формавка. Окантовка. Способы и методы соединения
Практическая работа
Рамка для фото выполненная из кусочков цветного стекла
Инструменты и материалы
Стекло (цветное), резак по стеклу, молоточек, медная пластинка, медный кант, клей
5. Техника «Тиффани», стиль «Галле»
Знакомство с техникой. Разбавление красок. Создание цвета. Смешивание на стекле. Высветление. Простейшие операции
Использование губки. Выписывание деталей. Раскрашивание пальцем. Контур и декорирование. Аппликация. Дополняющие детали
Практическая работа:
-изготовление мини картины на тему осени
-оформление одноразовых пластмассовых стаканчиков
-создание декоративной пленки
-оформление пластиковых коробочек для хранения сухих продуктов
Инструменты и материалы:
Краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкие камушки, скелетизированные листья, пластиковые стаканы, пластиковые коробки, пленка прозрачная.
Раздел 2. Технология оформления изделий элементамихудожественной росписи
1. Варианты оформления изделий (панно, посуда, вазы) элементами художественной росписи.
Эскиз. Просмотр литературы. Проработка идеи. Исследовательская работа ( материал, приемы)
2. Оформление выбранных учениками изделий в технике росписи по стеклу.
Практическая работа:
Оформление вазы, панно, посуды, зеркала, бутылки или другого стеклянного изделия элементами витража, художественной росписи в технике выбранной учеником. Оформляя работу ученики должны совместить в своей работе не меньше трех приемов росписи по стеклу.( см. раздел 1. 3.)
3. Итоговое занятие. Выставка работ.
Подведение итогов. Просмотр результатов. Самоанализ выполненной работы. Выставка работ. Чаепитие.
3.3. Методика создания художественного образа учащимися средних общеобразовательных школ
Художественно-творческая деятельность – это деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации, компьютерной графике и т.д.), а также деятельность по восприятию и переживанию художественных явлений, которая с необходимостью содержит эстетические оценки действительности и искусства.
В основе оценки любого художественного явления лежит выразительность – такое же обобщающее качество, как и красота. Оно связано с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом с целью усиления его воздействия на зрителя. Для этого в распоряжении художника имеется ряд художественно-выразительных средств: композиция, цвет, линия, форма, объем, фактура и т.д.
Все эти средства используются для создания художественного образа.
Художественный образ как специфическая форма отражения объективной действительности в искусстве является результатом мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Проблему образа в искусстве исследовали Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, В.В. Ванслов, Н.Н. Волков, Е.С. Громов, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Л. Г. Медведев, С.Х. Раппопорт, Б.П. Юсов и др.
Художественный образ является формой отображения действительности и выражения мыслей и чувств художника, его ценностно-познавательных представлений, эстетических идей и идеалов.
Отличительной чертой художественного образа является новизна, возникающая из-за стремления запечатлеть индивидуальное понимание, видение, а соответственно и новое неповторимое сочетание, возникающее во взаимодействии человека с миром. Новизна является важнейшим критерием истинности художественного образа. Личность художника как бы запечатлевается в художественном образе. Чем ярче и значительнее эта личность, тем значительнее ее творение. Образ неповторим, принципиально оригинален. Замысел художественно плодотворен тогда, когда возникает в образной структуре, длительная его разработка всегда ставит художника перед необходимостью выбора из многих возможных решений оптимального варианта. Осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные художники создают разные произведения.
Многозначность такого сложного явления, как художественный образ, заложенного в основу художественного воспитания, предполагает формирование гибкого, творческого мышления у учащихся и, соответственно, отказ от однолинейного, нормативного взгляда на окружающий мир. Общение с искусством, если оно полноценно и эмоционально насыщенно, учит сопротивляться стандартизирующему влиянию культуры, с одной стороны, с другой – терпимости при встрече с проявлениями неординарности в различных сферах художественной деятельности.
Сутью творчества художника является создание образа в том или ином материале, передающего мысли, чувства, настроения художника. А это означает, что передача творческого опыта и заключается в передаче способов создания образа, материальных и духовных, сознательных и интуитивных.
В традиционной художественной подготовке активно используются объяснительно-иллюстративные методы и приемы обучения. При этом главное внимание в работе с объектом уделяется наблюдению, сравнению, многократному повторению. Но опыт преподавания специальных дисциплин показывает, что данные методы эффективны лишь на начальных этапах. Например, при ознакомлении с новой техникой художественной обработки стекла. Объяснительно-иллюстративный метод может быть применён при решение иллюстративных или модельных задач из курса художественных дисциплин (в том числе ДПИ).
Репродуктивные методы и приемы обучения, заключающиеся в том, что учащиеся повторяют заданный алгоритм действий, показанный преподавателем, вследствие чего получают заданный результат, также используется в начале обучения для усвоения простейших операций.
Использование только этих двух, традиционных в своей основе, групп методов и приемов обучения приводит к недостаточному развитию художественно-образного мышления, что, в свою очередь, затрудняет процесс создания художественного образа.
При отборе методов и приемов создания художественного образа учащимися средних общеобразовательных школ следует исходить из того, что в учебной графической деятельности учащиеся должны осознавать себя в определенной атмосфере, где главной питательной средой являются нестандартные подходы к выполнению любой учебной работы. Выявитьконкретные методы и приемы обучения, которые указывают пути развития тех или иных способностей обучающихся, достаточно затруднительно, поскольку этот процесс сложен и многообразен. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала. Тем не менее, проведенные различными авторами исследования, их методические рекомендации позволили выявить такие методы, которые наиболее благоприятно сказываются на развитии творческих способностей учащихся в учебной деятельности. К ним относят группу проблемных методов и приемов обучения, понимаемых как высшее проявление продуктивно-деятельностного подхода к обучению, когда наилучшим образом создаются условия для проявления самостоятельности и творчества обучающихся.