«Вдруг приснилось мне, что я беру револьвер и, сидя, наставляю его прямо в сердце» (с. 431). Возможно, во сне это сделано для того чтоб разом лишить себя и жизни и души. Все зашаталось, огонь свечи затрепетал. Свечка у «смешного человека» символизирует его душу и вообще всю его жизнь. Испугавшись, что все это сейчас рухнет, он выстрелил. «… и стало кругом меня ужасно черно» (с. 431). Чернота - она появляется и в жизни и во сне «смешного человека», она - его жизненный спутник.
Он лежит на полу (чем-то твердом), рядом басит капитан, визжит хозяйка. С выстрелом «смешного человека» все в нем сотряслось, все потухло. И снова черный цвет, он не покидает героя ни при жизни, ни при «смерти». Затем герой оказывается в гробу, а там все также черно, как и вне его. Вся беда смешного человека заключается в том, что он мирится со всем, что бы ни случилось, он принимает действительность без спору, что бы ни произошло, он покорен своей судьбе.
«И вот меня зарывают в землю» (с. 432) – тьма во тьме. Он все это принял, так как не в силах бороться. Вдруг на левый его глаз начала капать вода – это означает то, что ангелы отвернулись от «смешного человека» (так как ангел сидит на левом плече, а черт на правом) и Бог тем самым казнит его за самоубийство.
И тут впервые герой начал противится своей судьбе, он воззвал к Властителю и смолк. Он знал, что сейчас все непременно изменится! Его могила неожиданно разверзлась, и он был взят оттуда каким-то темным существом и они очутились в пространстве. «Была глубокая ночь, и никогда, никогда еще не было такой темноты!» (с. 432). Нельзя не отметить того, что, как и в первой части, героя снова окутывает одна лишь темнота. Черный цвет снова главенствует над «смешным человеком».
Затем повторяются те же события, что и в первой части рассказа. «… вдруг я увидал в темноте одну звездочку…» (с. 432) Увидев символ, который ранее натолкнул его на мысль о самоубийстве, герой решает, что существо несущее его куда-то презирает его (желтый – цвет предательства, презрения). Герой не понимает, что это самое темное существо не враг ему, оно является спутником всей его жизни. «Смешной человек» ошибся, существо не презирало и даже не жалело его. Страх нарастал в сердце «смешного человека», и его снова окутывал черный цвет. Они неслись с существом в неведомых черных пространствах. Он давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия (незнакомые - чуждые). Здесь звезды светят холодным желтым светом, и поэтому они настораживают «смешного человека».
«Я увидал вдруг наше солнце!» (с. 433). Появляется резкий контраст из ярко-желтого, огненно-красного и оранжевого цветов. «Смешной человек» видит солнце. Оранжевый цвет символизирует свет, солнце, жизнь и радость. Родная сила света проникла в сердце «смешного человека». Он ощутил восторг, и теплота чувств охватила его, она буквально воскресила смешного человека, и он ощутил жизнь, и не только после могилы, но и вообще в жизни. Здесь можно заметить, что герою не все равно, как мы видели в первой части, теперь он видит всю палитру красок жизни.
Затем спутник «смешного человека» указывает ему на звездочку. «Звездочку сверкавшую в темноте изумрудным блеском» (с. 434). Изумрудный цвет означает омоложение, смирение и плодовитость. Образ Земли, которую покинул герой, ассоциируется в его сознании со страданием, грустью и печалью, там для него все черно, но, не смотря на это, он все же любит ту землю и не желает видеть на ее месте какую-либо другую. Но спутник оставляет героя на новой Земле. И эта Земля встречает человека бурей красок, ярким светом, солнцем и прелестным как рай днем. «… всюду сияло каким-то праздником и великим, святым и достигнутым, наконец, торжеством» (с. 434). Внешние очертания этой земли ничем не отличаются от той, которую покинул смешной человек, но все здесь светилось и сияло каким-то праздником и великим святым светом.
Все было здесь в своей красе: изумрудное море плескало о берега, высокие деревья были в роскоши своего цвета. Трава горела яркими цветами. Все здесь буквально сияло любовью, лучи солнца проникали везде. Глаза, лица, улыбки людей, живущих на этой земле, сияли каким-то чистым и ясным светом. Это был рай – земля, не оскверненная грехопадением пропитанная любовью, причем взаимной любовью человека и природы. «Смешной человек» отмечает, что на его земле не было и отблеска красоты этой.
4 Цвета счастья «смешного человека»
«Видите ли что, опять- таки: ну, пусть это был только сон! Но ощущение любви этих невинных и прекрасных людей осталось во мне навеки, и я чувствую, что их любовь изливается на меня и теперь оттуда.» (с. 435).
К хорошему быстро привыкаешь! «Смешной человек» нашел истинное счастье. Он наконец-то осознал, что счастье не найдешь, его надо добиваться, а самое главное понимать, что для тебя счастье. Не стоит изучать жизнь и пытаться найти ключи ко всем замкам, самое главное верить в то, что ты можешь быть счастлив и дарить счастье и любовь ближнему своему.
Я не знаю, каким цветом счастье, ведь у каждого оно совершенно разное. У кого-то синее, у кого-то красное. Каким бы оно ни было, оно все рано прекрасное!
Счастье смешного человека не имеет определенного цвета, оно является целой радугой. Всю свою жизнь «смешной человек» прожил во тьме. На безгрешной же земле его встретили бурей красок. И он буквально переродился из темноты в прекрасную радугу.
Мы стремимся знать все, даже не задумываясь, зачем нам это. Может быть, не зная науки и не гоняясь постоянно за открытиями, повернув свои силы в душевное русло, человек, в конце концов, обретет счастье? Ответ на этот вопрос находит «смешной человек» в своем сне. Он познает истину. Именно истину, а не правду, ведь правда от истины отличается тем, что истину знают единицы, а правду знают все, причем у каждого она своя.
Но все хорошее когда-нибудь кончается. «Смешной человек» никогда не стал бы таким, как люди, живущие на безгрешной планете.
5 Светлая истина
«Они научились лгать полюбили ложь и познали красоту лжи» (с. 439). Все начинается с малого, иногда и одна капля может вызвать потоп. Пространство вокруг героя нагнетается, начинает блекнуть и, в конце концов, снова появляется серый цвет (отречение) за серым на очень ярком контрасте идет красный – кровь (опасность). «…очень скоро брызнула первая кровь…»(с. 439).
Люди ужаснулись и стали расходиться, разъединяться. Они познали и полюбили скорбь и мучение. «Смешной человек», как атом чумы, породил ненависть и ложь. Он заразил эту землю чернотой. Мучение было воздвигнуто на первое место. Земля, где живет «смешной человек» становится страдальческой и обретает черный цвет.
Святая кровь лилась везде и всюду (красный), люди объединялись в группы и воевали между собой. «Смешной человек» полюбил эту теперь оскверненную землю еще больше, чем тогда, когда она была раем. Он хотел взять все их муки на себя и словно святой очистить Землю от грехов - благородный поступок, людям свойственно то, что они сначала натворят, а потом уже подумают и начинают раскаиваться в своих поступках, но «разбитую чашу уже не склеешь», и всегда оказывается слишком поздно.
От безысходности ситуации «смешной человек» чувствует невероятную скорбь и боль. От этой боли он просыпается. Просыпается он, когда было еще темно и не рассвело, но, однако он знает, что уже утро. «Было уже утро, то есть еще не рассвело, но было около шестого часу» (с. 441). Ночь переходит в день, и природа просыпается (начинают кукарекать петухи). Свечка догорела вся – можно предположить, что это символизирует конец страданий «смешного человека», конец его прошлой и мучительной жизни. Мир больше не предстает перед ним огромным черным пятном, теперь он знает истину – это луч света, самый яркий и святой. «Смешной человек» бодр, свеж и радостен, и весь мир преображается с ним. Весь мир приобретает яркие краски. Мир героя становится чистым и белым, словно белые облака.
Белый цвет – самый главный цвет, так как он образуется при слиянии всех цветов радуги. Символизирует чистоту и душевное равновесие. Тем самым мы видим, что герой полностью переродился. Ведь в начале рассказа его мир был чернее ночи, а после познания истины мир героя белый и яркий как день. ««Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья – выше счастья» - вот с чем бороться надо! И буду! Если только все захотят, то сейчас все устроиться» (с. 442).
На первый взгляд рассказ «Сон смешного человека» не красочный, а в буквальном смысле просто серый. Но это только на первый взгляд. Проанализировав художественный мир рассказа, мы видим, что пространство, герой и мысли героя пестрят красками.
Например, если рассмотреть подробнее изменения цвета в первой части, где, казалось бы, нет вовсе ничего кроме черной жизни, да черных мыслей «смешного человека».
ЧЕРНЫЙ-СЕРЫЙ-ГОЛУБОЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ОГНЕННЫЙ-ЧЕРНЫЙ. Пусть эта часть возможно и самая мрачная в рассказе, так как в ней доминирует черный цвет, но уже здесь видно, что «смешной человек» сам не осознавая того, пытается выбраться из этого черного омута.
На протяжении 2 и 3 части видно бурное развитие действия, они буквально пестрят красками.
СВЕТЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-КРАСНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-КРАСНЫЙ-ОРАНЖЕВЫЙ-ИЗУМРУДНЫЙ.
В 4 части хоть и нет строгих границ цветов, но все события, происходившие со «смешным человеком» будто светятся каким-то прекрасным и неповторимым цветом, это тоже указывает на развитие действия в рассказе.
В 5 части основными являются 4 цвета.
СЕРЫЙ-КРАСНЫЙ-ЧЕРНЫЙ-БЕЛЫЙ. Серый – смерть, красный – кровь, жизнь; черный – тьма, белый – возрождение. События в этой главе развиваются очень стремительно, сменяя друг друга с фантастической скоростью. В конце концов, мир для героя становится белым и чистым, полностью уничтожая черноту в душе «смешного человека».