Путь продвижения шумеров на север точно не известен.
Вторым городом, которым, по-видимому, овладели шумеры стал город Урук, который находится в 75 км к северу-западу от Эреду. Этот город очень рано стал играть роль одного из главных политических, экономических и религиозных центров Шумера. Археологический материал свидетельствует также о стремительности, с какой росли культура и могущество государства шумеров. В окрестностях Урука обнаружено древнейшее искусственное возвышение, на каких в Двуречье строились храмы. Стоящий на нём храм бога Ана, сложенный из известняковых блоков археологи назвали «Белым святилищем». Внушительные размеры (80 х 30 м), совершенство архитектурной формы, сводчатые ниши, ориентированные на четыре стороны света, лестницы, ведущие в алтарь, - всё это делало храм настоящим чудом архитектурного искусства даже в глазах искушённых археологов.
Другие шумерские города той эпохи с точки зрения материальной культуры и архитектуры мало отличались от Урука. В центре каждого из них на искусственной платформе возвышался храм в честь бога-покровителя-владыки и повелителя города, всюду тот же метод украшения стен, такие же ниши и свободно стоящий жертвенный стол и пр. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов-государств не подлежит сомнению. Однако это отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее всего можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами - как вновь основанными, так и завоёванными. Сохраняя культурную и религиозную общность, а также тождественную хозяйственно-политическую структуру общества, шумеры вместе с тем создали из отдельных городов самостоятельные, нередко враждующие между собой государства. Отголоски этих войн, которые велись ещё на заре истории Шумера, дошли до нас в строках эпических поэм, сложенных в более поздние века, когда описываемые в них события превратились в легенды, а живые люди - в богоподобные существа.
Однако не прекрасные сосуды и не великолепная архитектура привлекает особое внимание исследователей, а возникшая в это время письменность. Именно в тех культурных слоях Урука были обнаружены первые таблички с пиктографическим письмом. В Эрмитаже также хранится один из древнейших памятников письменности - плитка с пиктографическими значками, высеченными, как полагают учёные, около 2900г. до н.э. В настоящее время в музеях Европы, Азии и Африки имеется уже около четверти миллионов шумерских табличек и фрагментов. Изучена и обследована лишь небольшая их часть. Известно, что, по крайней мере, 95% этих документов представляют собой тексты хозяйственного содержания: описи инвентаря, счета, расписки, отчёты, сведения о жертвоприношениях и храмовом имуществе. На этом основании учёные пришли к выводу, что письменность в Шумере возникла в связи с хозяйственными потребностями и особенностями экономии. Шумерские города- государства нуждались в точном учёте всех материальных ценностей, расходов и доходов. Появившаяся благодаря прозаическим, будничным потребностям шумерская письменность быстро прошла несколько фаз развития и довольно скоро усовершенствовалась. Первоначальные рисунки предметов, малопригодные для сложных понятий, были заменены значками, передававшими звуки. Так возникло фонетическое письмо. Древнейшие таблички, в большом количестве найденные в так называемом слое Урук, представляют собой пиктограммы, изображающие собой человека, части его тела, орудия и пр. Эти «слова» говорят о людях, о животных и растениях, об орудиях, сосудах и т.д. Из них мы узнаём, что у шумеров были плуги, повозки, корабли, возы на полозьях, различные орудия и утварь. Позднее пиктограммы стали заменяться идеограммами, смысл которых не совпадал со значением рисунка. Знак ноги, например, стал означать не только ногу, но и различные действия, связанные с ногой. Первоначально таких значков, в которых нелегко было разгадать прототип-картинку, насчитывалось около 2000. Очень скоро их число сократилось на две трети; одним и тем же знаком стали обозначать одинаково звучащие или однокоренные слова, например, слова, обозначавшие орудие пахоты и пахоту. После этого оставалось уже сделать всего один шаг, чтобы знаки приобрели чисто звуковое значение – возникло слоговое письмо. Однако ни шумеры, ни народы, заимствовавшие у них систему письма, не сделали следующего шага – не создали алфавитного письма.
Создали шумеры и системы счисления – десятиричную и шестидесятиричную. При помощи соответствующих символов они научились обозначать как очень большие величины, так и самые малые дроби. Мягкой, пластичной глины было сколько угодно под руками. Под лучами солнца она быстро высыхала, превращаясь в камень. Не было недостатка и в тростнике, из которого делались палочки для письма. Может быть этим объясняется страсть к письму, так владевшая шумерами, да и их преемниками в Месопотамии? Шумерские писцы выдавливали клинописные знаки вначале на небольших (4-5 см в длину и 2,5-3 см в ширину) и «пузатых» глиняных табличках. Со временем они становятся крупнее (11 х 10 см) и более плоскими.
Попытки хотя бы приблизительно датировать время возникновения письменности у шумеров ведут к таким же запутанным и ожесточённым спорам, как и вопрос об их происхождении или времени появления в Месопотамии. Предметом дискуссии является, например, датировка упомянутого выше письменного документа – камня с пиктографическими знаками. Однако, поскольку в археологических слоях, относящихся приблизительно к 2900 г. До н.э. находится уже много табличек с идеографическими знаками вместо рисуночного, можно сделать вывод, что с момента возникновения древнейших записей прошло, по меньшей мере, 200-300 лет. Если допустить, что письменность шумеров не могла развиться за такой короткий срок – а они пришли в Месопотамию незадолго до эпохи Урука, - то возникает предположение, что шумеры владели искусством письма ещё на своей прародине.
Археологический материал, относящийся к этому времени, необычайно богат и выразителен. Благодаря ему учёные смогли с большой достоверностью восстановить внешний облик шумерских городов-государств, их общественно- политическую структуру, занятия жителей и религиозные верования. Раскопки рассказывают о том, как набирало мощь государство шумеров, как развивалось их ремесло, торговля, зодчество. Поражает и восхищает темп культурного и экономического развития Шумера. Как мало понадобилось времени, чтобы вместо облепленных глиной тростниковых хижин появились огромные постройки, чтобы безжизненные, затопляемые во время разлива рек или, наоборот, безводные и пустынные районы превратились в цветущие сады, поля и луга, разрезанные сетью ирригационных каналов, которые служили также и для судоходства. Даже при самом беглом обзоре достижения шумеров в области материальной культуры в эпоху Урука поражаешься необычайной жизнеспособности этого народа и многообразию его талантов. Это был народ строителей, художников, хороших организаторов и т.д.
Экспансия шумеров, отголоски которой запечатлены в позднейшем эпосе, вела на север. Соперничавшие между собой города-государства всячески старались укрепить свою мощь. Процветает торговля, растёт сеть ирригационных каналов, расширяются площади орошаемых земель, развиваются религиозные культы – один из важнейших элементов духовной жизни шумеров, считавших, что люди созданы богами и являются их собственностью, а поэтому должны служить богам и умножать их богатство и благосостояние. Шумерские города-государства ревниво оберегают свою территорию, независимость, внимательно следят за успехом друг друга, готовы в любой момент напасть, захватить, подчинить.
Легенда о всемирном потопеВопрос о всемирном потопе коснулся и государства Шумеров. Леонардо Вулли обнаружил трёхметровый слой чистого песка без каких-либо следов человеческой деятельности, внезапно прерывающий культурные слои Ура. Это является бесспорным доказательством того, что около середины 4 тысячелетия здесь имел место мощный катаклизм, охвативший обширную территорию – по тем представлениям, огромную, чуть ли не весь мир. В городах, расположенных дальше к северу, толщина слоя чистых речных отложений не так велика как в Уре: около полутора метров в Уруке, около полуметра в Кише. На основании этих данных Вулли составил карту территории, охваченной потопом. Более поздние исследования показали, что многие города Месопотамии сохранили следы наводнений, происходивших в разное время: обнаруженные слои чистой земли относятся к различным периодам. Это открытие нанесло удар сторонникам идеи общемесопотамского всемирного потопа. Однако проблема великого наводнения, увековеченного месопотамской трагедией, продолжает существовать. Учёные утверждают, что во время самой грандиозной из этих катастроф поселения, расположенные на более возвышенных местах, уцелели. А раз уцелели населённые пункты, уцелели и люди, которые сохранили и передали последующим поколениям память о катастрофе. Если предположить, что во время наводнения, затопившего Ур в Эль - Обейдскую эпоху, шумеров здесь ещё не было, то крупные наводнения следующего периода (Джемдет - Насра) происходили уже при них. Об одних они слышали, другие пережили сами. Несомненно одно, в этой заимствованной и распространённой ветхим заветом легенде заключено зерно исторической правды.
Список используемой литературы.1.Эра царствующих богов. Пер. с англ. В. Мартова. - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – Энциклопедия «Всеобщая иллюстрированная история».2. Крамер Сэмюэл. Н.. История начинается в Шумере. 2-е изд. Пер.с англ. Ф.Л. Линдельсона. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. (По следам исчезнувших культур востока).3. М. Белицкий Забытый мир шумеров.Пер.с польск. Послесл.И.С. Клочкова. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980.