Смекни!
smekni.com

Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ) (стр. 2 из 17)

Развитие практики дизайна с необходимостью предполагает его теоретическое осмысление. На этой основе сложилась и развивается техническая эстетика. Как специальная дисциплина она изучает специфику нового вида общественной практики во всем его объеме: общественную природу дизайна и принципы его развития в различных социально – экономических условиях; особенности эстетической деятельности в системе промышленного производства и пути эстетической организации предметно – пространственной среды человека; взаимодействие человека и техники, структуру и динамику потребительских предпочтений; метод художественного конструирования и принципы формообразования; методы обучения специалистов нового профиля – дизайнеров. В рассмотрении этих проблем техническая эстетика опирается на ряд смежных дисциплин: эстетику и технологию, социологию и экономику, психологию и эргономику и др.

Относительно новая область творческой деятельности, техническая эстетика представляет собой широкую арену для борьбы мнений и концепций и в капиталистических и в социалистических странах.

Многое в таких понятиях, связанных с технической эстетикой и дизайном, как культура производства, эстетика труда и производственная эстетика вызывает споры и полемику. Первоначально внедрение технической эстетики на промышленных предприятиях связывалось с понятием «культура производства». Этот термин применялся для обозначения практики промышленных предприятий, прежде всего в деле улучшения условий труда. Затем появляется термин «промышленная» или «производственная» эстетика, в понятие которого входила деятельность предприятия по повышению культуры труда, улучшению санитарно – гигиенических условий и бытового обслуживания, а также по наведению чистоты и порядка. Повышение культуры производства рассматривалось, как необходимость ликвидировать в первую очередь отставание условий труда от уровня технического совершенства. В Чехословакии, (откуда появилось слово «техническая эстетика») этот термин первоначально обозначал систему научных методов, позволяющих улучшить именно условия труда.

После критического переосмысления термин «техническая эстетика» употребляется теперь многими специалистами в смысле общей теории промышленного искусства, научной дисциплины, предметом которой является область деятельности художника – конструктора. Техническая эстетика изучает общественную природу, закономерности развития и методы художественного конструирования, проблемы стиля и мастерства художника – конструктора, который является новым типом художника в отличие от художника – живописца и оформителя.

Итак, техническая эстетика, чем бы она ни занималась, прежде всего, должна думать о человеке. Уже сейчас мы можем говорить об успехах технической эстетики в улучшении качества промышленных изделий, в повышении эффективности производства. Однако ясно, что за всеми этими показателями стоит человек: в одном случае человек получает более качественные изделия, в другом, когда речь идет о преобразовании производственной среды,- возможность трудиться более производительно, более творчески, более естественно и радостно.

Основная задача новой науки – повысить производительность труда путем создания наиболее благоприятных условий работы и рациональной производственной среды.

К производственной среде обычно принято относить организованную совокупность материально – вещественных элементов окружения человека в процессе труда и отдыха, санитарно – гигиенические условия и климатические условия, социально – бытовое обслуживание и трудовые отношения в коллективе. Производственную среду следует рассматривать как составную часть всей общественной среды.

Наибольшее удовлетворение и радость человек получает в условиях технически совершенного и высокоорганизованного производства, при соблюдении порядка и чистоты. Эстетические реакции усиливаются при включении в производственную среду элементов композиции и художественной выразительности.

Эстетическая организация рабочей среды осуществляется путем решения множества проблем, таких как разработка объемно-планировочных структур, цветового решения интерьера, систем рационального освещения, комплекса наглядной агитации, озеленения и т.д.

Итак, в общих чертах мы рассмотрели основные направления, задачи и условия эстетики производственной среды, а сейчас перейдем к термину «дизайн», который получил широкое распространение в нашей стране за последние годы.

Слово «дизайн» употребляется (и устно, и в печати) практически всеми кругами нашего общества. «Какой дизайн!» - обыденное восклицание подростков, да и зрелых мужей при виде иномарок (мотоциклов, автомобилей). О совершенном или оригинальном дизайне «кричит» реклама бытовой техники. При разговоре о денежных знаках отмечают лаконичный, строгий (например, японских купюр) или архаичный (деньги Республики Лаос) дизайн. «Мне нужен современный дизайн!» - требование бизнесмена к интерьеру офиса и жилья. Восторг менеджера мебельного салона: «Я приобрела двадцать английских дизайнов (проектов)». Многие молодые, а также люди с жизненным опытом желают «заниматься дизайном, работать в дизайне».

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно – технического проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов – изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр.

В то же время суть, предназначение и возможности дизайна, его место в производственно – экономической и, тем более, культурной сферах общества не всегда ясны не только основной массе обывателей, предпринимателей, абитуриентов учебных заведений. Даже практики со стажем, искусствоведы, педагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, задач, перспектив этого феномена ХХ века.

Дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надежных и, самое главное, красивых. Это то явление, которое в англоязычных, а затем и в других странах обозначалось термином - индустриальный дизайн.

В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно – экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов – проектной деятельности:

-массовое машинное промышленное производство;

-урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в крупных городах);

-развитие науки и техники, и использование их в повседневной жизни;

-традиции и опыт художественно – прикладных ремесел;

-архитектурное проектирование («старое» явление);

-инженерное проектирование («новое» явление);

-процессы в искусстве; от классического искусства к импрессионизму и к постимпрессионизму как многоплановому явлению;

-кризис аналитических процессов в изобразительном искусстве.

С момента зарождения и, особенно с началом американского периода (30-е годы) дизайну присущ коммерческий характер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инженерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности.

В последней трети столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики, включая не имеющие непосредственной связи с проектно – графическими методами.

Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности, охват им новых областей приложения обусловлены двумя моментами: сутью и методологическими особенностями дизайн – проектирования, а также широким спектром англоязычных значений слова «дизайн».

Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов.

Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка узор, орнамент, декор, убранство.

Ко второму ряду, относятся «проектно-графические» трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, - понятия «предвосхищающие»: план, предположение, замысел, намерение.

И, наконец, четвертый ряд определений, неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига.

Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» оказался весьма, соответствующим обозначению новых разновидностей проектной деятельности. Не в пример нашим отечественным терминам, имевшим хождение с начала 60-х до 80-х годов, «художественное конструирование» и «художественное проектирование», которые более конкретны и узки по значению.

В современном понимании объектами дизайн - проектирования являются не изделия, а потребности, в частности, осуществление определенной утилитарной функции. Поэтому представляется приемлемым следующее определение изучаемого явления. Дизайн – специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно – пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов). А также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно. Выделим основные виды современного проектного дизайнерского творчества.

Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов, как говорят, «от иголки до самолета». Точнее, наоборот. Главенствующее место занимает проектирование изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно – экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер дизайн изделий группы «Б» - предметов потребления. Группа в свою очередь членится на специфические подгруппы. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.