Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.
На рубеже 20–30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, БЛ. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А.Т. Твардовский (поэма «Страна Моравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева.
Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, P.P. Фальком и П.Н. Филоновым.
Индустриализация конца 20-х начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирпев).
Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).
Русское зарубежье. Составной частью отечественной культуры 20-х 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.
В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.
Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.
Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.